Развенчивая мифы или какова реальная себестоимость строительства |
29.12.2011 18:47 |
Владимир Воронин, президент Финансово-строительной корпорации «Лидер», про миф о «баснословной» доходности строительного бизнеса: «В народе уже много лет гуляет байка о том, что девелоперы имеют баснословный доход, что с каждого проданного квадратного метра они кладут себе в карман Если говорить о стоимости СМР, то она действительно более или мене соответствует этим 1,5 тыс $. Причем СМР не сильно зависит от того, где строить, в Москве и Подмосковье. Для эконом-класса сегодня это примерно 32 тыс. рублей за метр. В «бизнесе» — около 40 тыс. рублей. А вот по элитному жилью сказать сложно. Там себестоимость строительства может быть абсолютно любой величины. Никто не запрещает, например, покрыть стены золотом. Ну а если серьезно, то на сегодняшний день в среднем это где-то Что же касается инвестиционной себестоимости, то здесь все гораздо сложнее. Если бы у меня спросили год-полтора назад, то я бы мог дать ответ на этот вопрос. Сегодня инвестиционную стоимость оценивать вообще нельзя. Просто потому, что в Москве сегодня ничего не строится, это не тот город, на примере которого можно приводить какие-либо цифры. Поэтому обойдемся без конкретики, просто обрисую, из чего раньше складывалась инвестиционная себестоимость. Во-первых, это земля. В стоимости каждого квадратного метра затраты на приобретение земельного участка составляют Ровно по этой же причине сложно говорить о рентабельности строительного бизнеса. Если говорить про Подмосковье, то Могу привести в пример свой жилой комплекс «Зодиак». Нам с ним очень повезло. Мы строились в кризис, когда и материалы, и рабочая сила стоили намного меньше, чем сейчас. В итоге мы добились инвестиционной себестоимости на уровне Ну и наконец, о главном, о том, что заботит каждого потенциального покупателя недвижимости. Как сделать так, чтобы жилье стоило дешевле? У меня на этот вопрос однозначный ответ: не нужно ничего особенного делать, рынок все отрегулирует сам. Во время кризиса не было спроса, но был большой объем предложения — цены были минимальны. Сейчас ничего не строится, предложения нет, зато покупатели активизировались. Естественно, цены ползут вверх. Для того, чтобы цены были доступными, нужно просто не мешать девелоперам больше строить. Вот и весь секрет». |