Развенчивая мифы или какова реальная себестоимость строительства
29.12.2011 18:47
Владимир Воронин, президент Финансово-строительной корпорации «Лидер», про миф о «баснословной» доходности строительного бизнеса:

«В народе уже много лет гуляет байка о том, что девелоперы имеют баснословный доход, что с каждого проданного квадратного метра они кладут себе в карман 2—3 его стоимости. Кто-то даже приводит конкретные цифры. Мол, себестоимость метра 1,5 тыс. $, а продаем мы никак не меньше 4,5—5 тыс. $. Откуда берутся конкретно эти цифры, какие «аналитики» их выдумали, я не знаю. Но могу предположить, что эти самые так называемые «эксперты» берут за основу стоимость строительно-монтажных работ (СМР), совсем забывая о таком понятии, как инвестиционная себестоимость.

Если говорить о стоимости СМР, то она действительно более или мене соответствует этим 1,5 тыс $. Причем СМР не сильно зависит от того, где строить, в Москве и Подмосковье. Для эконом-класса сегодня это примерно 32 тыс. рублей за метр. В «бизнесе» — около 40 тыс. рублей. А вот по элитному жилью сказать сложно. Там себестоимость строительства может быть абсолютно любой величины. Никто не запрещает, например, покрыть стены золотом. Ну а если серьезно, то на сегодняшний день в среднем это где-то 75–90 тыс. рублей за квадратный метр. Тут стоит оговориться, что это именно сегодняшний порядок цен. Достаточно небольшого изменения стоимости бетона и арматуры, и все эти средние цены сразу же изменятся.

Что же касается инвестиционной себестоимости, то здесь все гораздо сложнее. Если бы у меня спросили год-полтора назад, то я бы мог дать ответ на этот вопрос. Сегодня инвестиционную стоимость оценивать вообще нельзя. Просто потому, что в Москве сегодня ничего не строится, это не тот город, на примере которого можно приводить какие-либо цифры.

Поэтому обойдемся без конкретики, просто обрисую, из чего раньше складывалась инвестиционная себестоимость. Во-первых, это земля. В стоимости каждого квадратного метра затраты на приобретение земельного участка составляют 700–1000 $, в зависимости от места. Во-вторых, СМР. Это еще плюс 1–1,5 тыс. $, в зависимости от сегмента. Далее вспомним о кредитах. Это вообще отдельная тема. Я смотрю на разные компании, у которых по 10—15—20 млрд. рублей кредитов. При таких суммах, даже если ты продаешь в месяц жилья за 500–600 млн. рублей, даже если на миллиард, ты ежемесячно будешь отдавать 200-300 млн. в месяц только покрывая проценты. Если суммировать эти 3 составляющих, то это уже получается значительно больше той себестоимости в 1,5 тыс. $, о которой говорят «аналитики». И еще раз повторю, таков порядок был примерно год назад. Сегодня просчитать инвестиционную себестоимость невозможно, просто потому, что нечего считать.

Ровно по этой же причине сложно говорить о рентабельности строительного бизнеса. Если говорить про Подмосковье, то 15–20 % — это уже очень хорошо. Ни о каких 2–3 «концах» речи не идет. Конечно, можно построить за 1,5 тыс. $ за метр. Но это будет новостройка в Подмосковье, в голом поле, да и то при условии, что сети подведут местные или федеральные власти. Но и за 4,5 $ это продавать никто не будет, покупатели такого ценообразования просто не поймут.

Могу привести в пример свой жилой комплекс «Зодиак». Нам с ним очень повезло. Мы строились в кризис, когда и материалы, и рабочая сила стоили намного меньше, чем сейчас. В итоге мы добились инвестиционной себестоимости на уровне 90–100 тыс. рублей за метр. При этом в кризис мы продавали не на много дороже. Не скажу, что прямо вообще в ноль, но с минимальной рентабельностью. Сейчас, когда комплекс уже достроен и почти все квартиры уже проданы, мы продаем там оставшиеся метры по 250–300 тыс. рублей. Получается как раз 2–3 «конца». Но если считать по всему дому в целом, то картина будет совсем другой.

Ну и наконец, о главном, о том, что заботит каждого потенциального покупателя недвижимости. Как сделать так, чтобы жилье стоило дешевле? У меня на этот вопрос однозначный ответ: не нужно ничего особенного делать, рынок все отрегулирует сам. Во время кризиса не было спроса, но был большой объем предложения — цены были минимальны. Сейчас ничего не строится, предложения нет, зато покупатели активизировались. Естественно, цены ползут вверх. Для того, чтобы цены были доступными, нужно просто не мешать девелоперам больше строить. Вот и весь секрет».


Ещё новости