Мнение президента корпорации «Лидер» Владимира Воронина о спросе на малогабаритные квартиры и их месте на рынке недвижимости
23.12.2011 15:57
В. Воронин, президент Финансово-строительной корпорации «Лидер»: «Малогабаритки покупают две категории людей: первые для того, чтобы сдавать это жилье потом в аренду, вторые — чтобы какое-то время в этой квартире проживать.

В последние полтора-два года на рынок вышло сразу несколько проектов малоэтажных многоквартирных домов, предлагающих квартиры площадью 20—25 квадратных метров, а иногда и меньше. По привычке такие квартиры именуются малогабаритками.

Сами малогабаритки появились не сейчас, а более полувека назад, еще до появления «хрущевок», и тогда они назвались «малосемейками» или же, в соответствии с официальными документами, — малогабаритными квартирами. На тот момент времени это была реальная возможность быстро решить жилищные проблемы, обеспечив максимальное количество семей пуcть малыми по площади, но всё-таки собственными квартирами. Молодыми людьми они рассматривались как вариант переехать от родителей или не жить в общежитии, предприятиями — «заинтересовать» работника и т. д.

Сейчас то, что предлагается с метражом 20–25 метров — по сути, те же «малосемейки». Но появляются они уже не только в блочных или панельных домах, но и в качественных монолитных строениях. При этом стандартной квартирой эконом-класса по-прежнему считается максимально дешевая квартира, но, если говорить об «однушках» — это помещения площадью 35–38 квадратных метров.

Квартиры меньшей площади сегодня еще не достаточно распространены, считаются менее престижным, «первым» жильем приехавших из других регионов и как полноценное жилье на длительный срок (лет на 10) практически не рассматриваются.

И тем не менее, такие предложения появляются — значит, на них растет спрос. Малогабаритные квартиры позволяют решить жилищную проблему здесь и сейчас, поэтому этот продукт интересный и востребованный определенной группой покупателей. Малогабаритки покупают две категории людей: первые для того, чтобы сдавать это жилье потом в аренду, вторые — чтобы какое-то время в этой квартире проживать.

В то же время люди предпочитают малогабаритки в составе «обычного» дома, а не в составе отдельного ЖК только с маленькими квартирами, справедливо опасаясь быстрого превращения такого дома в трущобы из-за наплевательского отношения «как-бы временно проживающих» к общедомовой собственности и к соседям. Пока же девелоперы предпочитают если и строить дом из однокомнатных квартир, то стандартных площадей. С ходу успешные проекты многоэтажки с малогабаритками даже не приходят на ум.

Конечно, продавать небольшие однушки можно намного быстрее и успешнее, чем многокомнатные квартиры большой площади. Но есть и объективные препятствия для наводнения рынка маленькими квартирами — строительные нормы. Во-первых, по нормам инсоляции невозможно располагать квартиру с окнами только на север, а значит, на ¼ фасадов дома такие квартиры не разместишь. Во-вторых, ряд норм (на количество машиномест, например) рассчитывается исходя из количества квартир, а значит больше квартир — больше инфраструктурная нагрузка проекта. В-третьих, возрастает количество инженерии в доме (венткамеры, трубы и т. п.), что заметно удорожает проект.

Поэтому количество однокомнатных квартир в доме предопределяется классностью жилья и его месторасположением. На рынке есть несколько проектов, в рамках которых 90 % квартир в доме — это однушки, причем малой площади. В основном, конечно же, речь идет о малоэтажке, но тем не менее. Причем в своем позиционировании девелоперы однозначно делают акцент на молодых людей (молодые пока еще бездетные семьи), а объекты территориально расположены в Подмосковье. В среднем количество однушек редко превышает 50 % в многоэтажном доме.

Другой интересный вариант, где доля однушек велика — это курортная недвижимость, то есть проще говоря «свой кусочек у моря» за минимальные деньги. Так, к примеру, компания ФСК «Лидер» реализует большой проект в Геленджике под названием «Столичный Квартал». И если взять, например, корпус 16, то доля однокомнатных квартир составляет более 85 %, трехкомнатных квартир в корпусе не предусмотрено в принципе.

Совсем недавно ФСК «Лидер» проводила исследования, с целью понять, кто является покупателями квартир в Подмосковье, каков их социальный, экономический и гендерный портрет, какова их мотивация. По данным исследованиям, мы определили, что более 75 % покупок совершается с целью последующего самостоятельно проживания, причем доля «семейных» составляет около 70 %.

Также, согласно опросам, практически никто из покупающих «малогабаритку» не планирует жить там более 5 лет, и в целом такая покупка расценивается как временное жилье или некая промежуточная ступенька перед покупкой «полноценной» квартиры».


Ещё новости