Президент ТПП РФ Сергей Катырин: Бизнес поддерживает расширение компетенции третейских судов |
11.08.2011 13:08 |
Подробно о работе третейских судов при ТПП РФ рассказал в интервью порталу «Право.Ру» Президент ТПП РФ Сергей Катырин. По его словам, Конституционный Суд РФ признал соответствующими Конституции нормы законов, разрешающие третейским судам рассматривать споры о недвижимом имуществе, и внес ясность в ряд основополагающих вопросов третейского разбирательства, отметив, что третейский суд — один из общепризнанных в современном правовом обществе способов разрешения гражданско-правовых споров, институт гражданского общества, наделенный публично значимыми функциями. Третейское разбирательство было определено как «демократическое начало, признанное во всем мире». Было отмечено, что хотя третейские суды не входили и не входят в систему государственной власти, это вполне законный, альтернативный государственному способ разрешения споров. КС прислушался к доводам российских и зарубежных экспертов, обосновавших недопустимость умаления роли третейских судов в России, наглядно показавших, что этот способ защиты прав и законных интересов граждан и хозяйствующих субъектов предусмотрен Конституцией и международными договорами Российской Федерации. Принципиальную позицию по этому вопросу заняло предпринимательское сообщество, в том числе ТПП России, а также ее члены, заинтересованные в работе и развитии эффективных негосударственных механизмов рассмотрения экономических споров, среди которых центральное место занимает третейский суд. «Основными достоинствами арбитража в глазах бизнес-сообщества являются нейтральность, адекватность и гибкость процедуры разбирательства, предназначенной для эффективного разрешения коммерческих споров между компаниями из разных стран, широкие возможности применения избранного сторонами материального права, окончательность арбитражных решений и их исполнимость почти в 150 странах», — отметил Сергей Катырин. Законодательство о международном коммерческом арбитраже большинства стран мира, в том числе российский закон о международном коммерческом арбитраже, базируется на Типовом законе, разработанном Комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ). Регламенты арбитражей также ориентируются на общие стандарты, демократичность и гибкость процедуры. Предусматривается возможность сторон выбрать арбитров, разрешающих их спор, в том числе из числа иностранных специалистов, сформировать состав арбитража из наиболее компетентных и известных профессионалов в спорной области взаимоотношений. Международные арбитры уважают не только право сторон на выбор применимого права, но и сформулированные сторонами условия договора, широко применяют при разрешении спора международные деловые обычаи. В отличие от государственных судей, арбитры имеют возможность уделить рассмотрению спора столько внимания, сколько требуется, тщательно исследовать доводы сторон, представленные ими доказательства. «Очевидно, что большинство сделок выполняются сторонами надлежащим образом, и споров не возникает. Однако, когда участник сделки полагает, что его права нарушаются, он идет в арбитраж. И роль коммерческого арбитража как беспристрастного и компетентного форума защиты прав и интересов в бизнес-среде в последние годы неуклонно возрастает», — заметил Сергей Катырин. Помимо роста традиционного международного обмена товарами и услугами, и соответствующим увеличением числа международных контрактов, идет интеграция экономик разных стран. Иностранные компании покупают доли российских компаний, российские — иностранные активы и т. п. «Мы сторонники тезиса о том, что третейские суды не отнимают хлеб у государственных. Сегодня, наверное, всем понятно, что третейские суды — это не конкуренты, а партнеры государственных. И те, и другие решают общие задачи — защиты гражданских прав, что определено Гражданским кодексом. Это два самостоятельных способа защиты прав и законных интересов, в том числе, в сфере бизнес-отношений. К тому же в условиях наших реалий, когда госсуды очень сильно перегружены и зачастую не могут уделить рассмотрению каждого конкретного дела достаточно времени и внимания, третейские суды берут на себя часть этой нагрузки, тщательно разрешая порой весьма сложные споры. В международном обороте в силу объективных причин предпринимательские споры принято разрешать именно в третейских судах — международных арбитражах», — пояснил Сергей Катырин. В подавляющем большинстве этих сделок в качестве способа разрешения споров указывается именно международный коммерческий арбитраж. Зачастую это Международный коммерческий арбитражный суд при ТПП. Во всем мире споры по крупным проектам — строительным, инвестиционным, финансовым — принято разрешать именно в международных коммерческих арбитражах. И российский бизнес все активнее ориентируется в этом вопросе на международные стандарты, следует цивилизованным подходам. Тезис о том, что российские компании якобы предпочитают иностранные арбитражи, является расхожим заблуждением, считает Сергей Катырин. По его данным, в прошлом, Арбитражный институт Торговой палаты Стокгольма, например, один из наиболее популярных иностранных арбитражей среди бизнесменов из стран СНГ — принял в 2010 году всего 197 дел, в Если говорить о категориях дел в третейских судах при ТПП РФ, то больше стало споров, связанных с телекоммуникационными, консалтинговыми и иными услугами, сделками по купле-продаже долей в бизнесе, акций. Растет число споров в связи со строительными и инжиниринговыми работами. Согласно российскому законодательству и международным договорам, государственные суды, как и суды в других странах, имеют функции контроля и содействия в сфере третейского разбирательства. Важно, чтобы эти функции выполнялись в соответствии с законом. «Я имею в виду эффективную поддержку добросовестных третейских судов, в том числе в плане беспроблемной выдачи исполнительных листов по их решениям и недопущение случаев необоснованной отмены решений. При этом конечно, важен и контроль в этой сфере, эффективно пресекающий злоупотребления со стороны лиц, использующих третейское разбирательство в целях, далеких от целей зашиты права. К сожалению, такие лица все еще есть... И здесь ресурс государственных судов должен использоваться в полной мере. По взаимодействию с ВАС, у нас 8 лет назад заключено соглашение, идет взаимодействие, по ключевым вопросам есть взаимопонимание, в том числе благодаря профессионализму руководства и судей этого высокого суда, знающих проблематику третейского разбирательства. В частности, наши эксперты работают в научно-консультативных советах при ВАС и ФАС МО, участвуют в заседаниях Президиума ВАС. Руководители и судьи государственных арбитражных судов выступают на наших форумах, в том числе, на семинарах, которые проводятся нами в регионах», — разъяснил Сергей Катырин. «Мы поддерживаем инициативу Высшего Арбитражного Суда о необходимости корректировки законодательства о третейских судах, чтобы пресечь деятельность недобросовестных арбитражей, одновременно улучшив правовой режим для нормально работающих, в том числе, в части повышения эффективности исполнения их решений. В частности, целесообразно закрепить положение, чтобы государственные суды извещали постоянно действующие третейские суды о судебных актах по делам об оспаривании и выдаче исполнительных листов по их решениям. Хочу подчеркнуть, что речь идет о совершенствовании в первоочередном порядке именно Закона о третейских судах», — отметил далее Сергей Катырин. Проблемные вопросы следует решать, по его мнению, и путем совершенствования судебной практики в рамках действующего регулирования. Для ТПП РФ весьма ценно взаимодействие с государственными судами, которые по закону наделены, во-первых, правом в строго ограниченных законом рамках осуществлять контроль за деятельностью третейских судов, а во-вторых, обязаны содействовать этой деятельности. Что же касается закона РФ о международном коммерческом арбитраже, то внесение изменений и дополнений в этот документ видится необходимым только в увязке с теми новеллами, которые были внесены или вносятся в Типовой закон ЮНСИТРАЛ. Поправки, касающиеся регламентации обеспечительных мер и вопросов формы арбитражного соглашения, разработаны недавно по инициативе Правительства России, опираются на соответствующие изменения в типовой закон и в ближайшее время будут внесены в Госдуму. В этом русле идет работа ТПП РФ по подготовке предложений, направленных на расширение компетенции МКАС за счет разрешения им корпоративных споров — этого требует бизнес, а также использования МКАС как форума по разрешению споров на международных финансовых рынках в рамках, в том числе, возможно, проекта Российской Федерации «Международный финансовый центр». «Важно понять, что сама возможность разрешать споры в той или иной стране в третейском суде и исполнимость в ней третейских решений, в том числе иностранных, немаловажна для бизнеса и учитывается при оценке, как предпринимательских рисков, так и инвестиционной привлекательности страны в целом», — продолжил Сергей Катырин. Деятельность коллегии посредников ТПП РФ, созданной еще в 2006 году, помимо собственно урегулирования споров, направлена на популяризацию и социализацию института медиации. Ее члены участвовали в подготовке соответствующего законопроекта. Органы при ТПП занимаются в основном рассмотрением предпринимательских споров, поэтому акцент в пропаганде сделан на предпринимательское сообщество. «Мы проводим семинары и конференции по медиации в палате и совместно с территориальными палатами в регионах. Кстати, в ряде из них, например, в Ростовской области, медиация все шире распространяется и есть уже немало успешных случаев урегулирования споров благодаря активной работе ТПП Ростовской области в этом направлении, в том числе, ее активному взаимодействию с Арбитражным судом Ростовской области. В июне мы провели в Санкт-Петербурге большой двухдневный международный форум по арбитражу и медиации, на который были приглашены представители членов ТПП Северо-Западного Федерального округа, наши коллегии из ТПП стран СНГ. Второй день полностью был посвящен обсуждению вопросов медиации», — заключил Сергей Катырин. |