Информационный бюллетень № 4 Финансового омбудсмена |
02.06.2011 17:28 | |||||||||||||||||||||||||||
01.10.2010 — 31.05.2011 г. Более 2000 обращений поступило в адрес Общественного примирителя на финансовом рынке (Финансового омбудсмена), депутата Госдумы Павла Алексеевича Медведева. В приведенной ниже таблице — итоги работы Финансового омбудсмена за первые 8 месяцев работы, с 1 октября 2010 года по 31 мая 2011 года.
Основную часть поступающих обращений по-прежнему составляют просьбы о реструктуризации долга, а также жалобы на начисление процентов и действия коллекторов. Некоторые обращения касаются случаев, когда кредит выдаётся без подтверждения платежеспособности заёмщика. За отчётный период аппарат Финансового омбудсмена достиг с одним из ведущих банков договорённости о том, что заполняемая физическим лицом анкета на получение кредита не может рассматриваться банком в качестве единственного и достаточного основания для заключения кредитного договора. Учитывая жалобы заёмщиков, связанные с требованиями банков о досрочном возврате кредита, удвоении процентов за пользование суммой кредита, включении в кредитный договор условия о страховании жизни и здоровья заёмщика и т.п. Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации подготовил «Обзор судебной практики по некоторым вопросам, связанным с применением к банкам административной ответственности за нарушение законодательства о защите прав потребителей при заключении кредитных договоров». Специалисты Ассоциации российских банков пришли к согласию с позицией ВАС России по следующим вопросам: 1. Включение в кредитный договор условия о том, что в случае нарушения обязательств по возврату очередной части кредита банк имеет право потребовать досрочного возврата выданного кредита, не противоречит части 4 статьи 29 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» (далее — Закон о банках) и потому не нарушает права потребителей. 2. Условие кредитного договора о том, что проценты за пользование суммой кредита, выданного гражданину-заёмщику, в случае просрочки возврата части кредита удваиваются, не нарушает права потребителя, так как условие о повышенных процентах следует рассматривать как условие об ответственности заёмщика за нарушение денежного обязательства. 3. Условие долгосрочного кредитного договора с гражданином-заёмщиком о том, что плата за пользование суммой кредита складывается из постоянного процента и переменной величины, само по себе не противоречит положениям Закона о банках и потому не нарушает права потребителя. 4. Включение в кредитный договор с гражданином-заёмщиком условия о страховании жизни и здоровья заёмщика не нарушает права потребителей, если заёмщик имел возможность заключить с банком кредитный договор и без названного условия. 5. Уступка банком требования по кредитному договору, заёмщиком по которому является гражданин, не противоречит закону и не требует согласия заёмщика. 6. Банк, к которому в порядке сингулярного правопреемства перешли права по кредитному договору, не может быть привлечён к административной ответственности за включение в кредитный договор условий, нарушающих права потребителя. С документами, регламентирующими деятельность Финансового омбудсмена и порядок присоединения к его работе, можно ознакомиться на сайте АРБ по адресу: http://www.arb.ru/site/v2/finomb/ Офис Финансового омбудсмена расположен в здании Ассоциации российских банков (Москва, Скатертный пер., дом 20, строение 1). Контактная информация: Телефоны: E-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript Почтовый адрес: 121069, г. Москва, Скатертный пер., д. 20, стр. 1 (Для Финансового омбудсмена Медведева П.А.) |