Автомобиль не в кредит
28.03.2016 20:49
Потенциальных покупателей автомобилей стало больше. В первую очередь россияне рассчитывают на собственные средства. Привлекательность автокредитов заметно падает. Таковы результаты всероссийского опроса, проведенного НАФИ в марте 2016 г.*

Доля россиян, которые в ближайшие три года планируют купить автомобиль, выросла за год с 14 % до 23 %, достигнув максимального числа за последние пять лет. Больше всего желающих совершить покупку — среди мужской половины населения (30 % против 16 % женщин), среди молодых людей до 25 лет (44 %), высокообразованных (29 %) и имеющих сбережения (32 %). Не планируют таких крупных покупок три четверти опрошенных (75 %).

Доля рассчитывающих купить машину за свой собственный счет продолжает расти с 2014 года (с 27 % в 2014 г. до 73 % в 2016). Среди тех, кто планирует покупку за счет имеющихся средств, 34 % уже располагают нужной суммой, а 49 % собираются ее накопить. В свою очередь, возможность взять кредит на покупку авто россияне рассматривают все реже (за прошедший год наблюдается падение вдвое — с 25 % до 13 %). В автокредитах заинтересованы в основном женщины (18 % против 11 % мужчин), 45—54-летние (22 %), а за свой счет купить авто планируют чаще мужчины (79 %) и 25—34-летние (81 %).

Доля участников исследования, рассчитывающих для покупки автомобиля взять деньги в долг у друзей и родственников, за последние годы практически не меняется, составляя от 5 % до 12 %. При этом, по последним данным, среди них больше женщин, нежели мужчин (19 % и 8 % соответственно), а также молодых россиян в возрасте от 18 до 24 лет (20 % против, в среднем 10 % в других группах).

Востребованность автокредитов падает, прежде всего, из-за величины суммы переплаты или из-за высокой процентной ставки (49 %). Годом ранее эту причину называли только 22 %. 28 % респондентов, предполагающих покупку машины отличным от кредита способом, сообщили, что им не нравится жить в долг. 19 % не нуждаются в автокредитах. Каждый десятый россиянин не имеет достаточный доход для осуществления выплат.

Тимур Аймалетдинов, Директор по исследованиям НАФИ: «Несмотря на кризисные явления в экономике, за последний год довольно резко увеличилось число россиян, намеренных приобрести автомобиль. При этом, планируют сделать это, если не в этом году, то уже точно в ближайшие пару лет. Интерес к приобретению собственного автомобиля актуализировался по целому ряду причин. Для одних россиян — это средство вложения ранее накопленных денег, другие решаются на покупку, замечая планомерный рост цен на авто, третьи — покупают автомобиль как средство заработка, лишившись работы или столкнувшихся с сокращением дохода. Кроме того, для рынка в целом характерно снижение средней продолжительности пользования автомобилем, а возросший интерес к покупке — следствие накопившегося за пару лет кризиса нереализованного спроса».


Таблица 1. Распределение ответов на вопрос: «Собираетесь ли вы (ваша семья) приобрести автомобиль?», % опрошенных

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
Нет 76 80 79 82 81 83 75
Да, в ближайшие 2–3 года 11 10 11 8 8 10 14
Да, в течение года 4 3 5 5 3 3 6
Да, в течение полугода 2 2 2 2 1 1 2
Да, в течение ближайшего месяца 1 <1 1 1 1 0 1
Затрудняюсь ответить 6 5 2 3 5 3 2

Таблица 2. Распределение ответов на вопрос: «Каким образом вы планируете приобрести автомобиль?», % опрошенных, планирующих покупку автомобиля

2011 2012 2013 2014 2015 2016
Полностью за счет собственных средств 35 37 35 27 58 73
Купить в кредит 38 47 53 58 25 13
Купить на деньги, взятые в долг у родственников, друзей 12 7 8 5 12 4
Затрудняюсь ответить 15 11 7 10 5 10

Таблица 3. Распределение ответов на вопрос: «Почему вы не планируете брать автокредит?»**, % опрошенных, которые не планируют брать автокредит

2015 2016
Большая сумма переплаты/высокая процентная ставка 22 49
Не нравится жить в долг 20 28
Нет необходимости 19
С моим доходом проблематично осуществлять выплаты 22 10
Нет уверенности в будущем 21 12
Большой первоначальный взнос 4 7
Другое 31 14
Затрудняюсь ответить 6 2

* Инициативный всероссийский опрос НАФИ проведен в марте 2016 г. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 регионах России. Статистическая погрешность не превышает 3,4 %.
**Сумма ответов превышает 100 %, т.к. вопрос предусматривал возможность множественного выбора.


Источник

Ещё новости