Рынок интернет-торговли: что продавать за рубеж? |
04.02.2016 15:48 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Только 14 % россиян имеют опыт покупок в иностранных Интернет-магазинах. При этом сами предлагают продавать за рубеж через Интернет матрешек и икру. Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного НАФИ в декабре 2015 г.* 14 % россиян за последний год совершали покупки в зарубежных интернет-магазинах, в основном приобретая одежду и обувь (7 %), а также технику и электронику (3 %). Молодые люди в возрасте до 24 лет вдвое чаще сообщают об опыте подобных покупок (27 %). В целом, чем старше опрошенные, тем реже они обращаются в иностранные интернет-магазины. Россияне плохо разбираются в зарубежных интернет-магазинах: большинство (79 %) затруднились назвать какие-либо их названия, а некоторые называли отечественные интернет-площадки, такие как Ламода (2 %). Тем не менее самый известный интернет-магазин — Aliexpress, его вспомнили 12 % опрошенных. Еще 5 % указали Ebay. Также упоминались магазины Asos, Otto, Alibaba. Четверть опрошенных (24 %) согласилась с идеей, что крупный российский Интернет-магазин, торгующий отечественными товарами, может пользоваться популярностью у жителей зарубежных стран. Наиболее привлекательной эта идея показалась женщинам (29 %). 46 % россиян высказали сомнение в том, что это будет востребовано за рубежом. Если говорить о привлекательности отечественных товаров для зарубежных Интернет-покупателей, то, по мнению большинства, на первый план выходит сельскохозяйственная продукция (10 %), а также одежда, текстиль и обувь (10 %). Среди продуктов были названы такие товары, как рыба, икра и мед. А среди текстиля и обуви — платки, валенки. 9 % опрошенных указали, что следует обратить внимание на товары народного промысла, сувениры и игрушки (хохлома, гжель, матрешки). По 3 % отметили драгоценные камни и ювелирные изделия, а также технику и бытовые товары. 67 % россиян затруднились назвать какие-либо товары, которые будут востребованы иностранцами для покупки через Интернет. Сергей Антонян, руководитель исследовательских проектов НАФИ: «Несмотря на экономический кризис и обесценивание рубля, в России наблюдается рост трансграничной интернет торговли, а самые активные игроки российского рынка электронной коммерции сегодня это компании из Поднебесной, и результаты проведённого НАФИ исследования это подтвердили. Появление крупных зарубежных игроков на рынке интернет торговли в России — это благо для конечных потребителей: за счёт ценовой конкуренции и расширения ассортимента товаров. Интернет торговля через зарубежные сайты оказывает позитивное действие и на рынок финансовых услуг, так как стимулирует пользование дистанционными каналами платежей, таких как банковские карты, электронные кошельки, оплата со счёта мобильного телефона. Пока трансграничная торговля имеет одностороннюю направленность: если объём ввозимых товаров из Китая в Россию растёт, то экспорт товаров из России за рубеж отсутствует. В конце 2015 г. Президент России Владимир Путин поставил задачу развития экспортной интернет торговли, а в настоящее время разрабатываются меры по развитию трансграничного экспорта через Интернет, и обсуждается перечень товаров для экспорта в Поднебесную. Как показывают результаты проведённого НАФИ исследования, пока наши соотечественники не верят в то, что Интернет экспорт из России сможет заинтересовать зарубежных потребителей. Возможно, для того, чтобы россияне поверили в экспортный потенциал отечественной продукции, требуются примеры успешного продвижения российских товаров за рубежом». Таблица № 1. Распределение ответов на вопрос «Приходилось ли вам за последний год покупать товары через Интернет в зарубежных интернет-магазинах с доставкой в Россию?», в % от всех опрошенных
Таблица № 2. Распределение ответов на вопрос «Какие названия крупных зарубежных интернет-магазинов первыми приходят вам в голову?»**, в % от всех опрошенных
Таблица № 3. Распределение ответов на вопрос «Представьте, что в России будет создан крупный Интернет-магазин, продающий отечественные товары во все страны мира. По вашему мнению, будет ли пользоваться такой магазин популярностью у жителей зарубежных стран?», в % от всех опрошенных
Таблица № 4. Распределение ответов на вопрос «По вашему мнению, какие российские товары, продаваемые через Интернет, могли бы быть интересны покупателям из зарубежных стран?»**, в % от всех опрошенных
|