Экономия бывает разная |
25.01.2016 18:03 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Шесть лет назад россияне больше экономили на одежде и продуктах питания, сейчас — на отдыхе и развлечениях. Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного НАФИ в декабре 2015 г.* Как показал опрос, проведенный в декабре 2015 года, экономить в условиях кризиса сегодня предпочитают на отдыхе (48 %), развлечениях (43 %) и крупной бытовой технике (42 %). И только затем указывают одежду и обувь (40 %), крупные покупки вроде недвижимости и авто (38 %) и продукты питания (31 %). Стоит отметить, что по сравнению с прошлым кризисным для российской экономики временем, в 2009 году, россияне сокращали траты по иным статьям. Шесть лет назад экономили в первую очередь на одежде и обуви (44 %), только потом на отдыхе (42 %) и на продуктах питания (40 %). Сокращали траты на покупку бытовой техники только 28%, а на недвижимость и автомобили — 26 %. Меньше всего россияне экономят на образовании (6 %) и коммунальных расходах (7 %). Прослойка людей, не сокращающих свои расходы в кризис, на протяжении шести лет остается прежней (11–12 %). Гузелия Имаева, генеральный директор НАФИ: «За последние 5–6 лет структура потребления россиян заметно изменилась. На этот период пришелся рост доходов населения, а также активное развитие розничного кредитования. Это позволяло значительной части населения выйти на новый уровень потребления и сформировать новый стиль потребления, то есть обзавестись предметами длительного пользования, а также чаще отдыхать, ездить в отпуск. Поэтому сегодня, в условиях снижения темпов роста экономики и реальных доходов, россияне постепенно отказываются от ставшего привычным образа жизни последних шести лет, и в первую очередь вынуждены экономить на расходах, которые стали для них нормой в течение этого времени». Распределение ответов на вопрос «На чем вы стали экономить в связи с кризисом?»**, в % от всех опрошенных
* Инициативный всероссийский опрос НАФИ проведен в декабре 2015 г. Опрошено 1600 человек в 132 населенных пунктах в 46 регионах России. Статистическая погрешность не превышает 3,4 % ** Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответов |