Пять лет службе Финансового омбудсмена: спасительный круг в бурном море финансов
23.10.2015 15:37
Ровно пять лет назад, в октябрьские дни 2010 года, Ассоциация российских банков учредила институт Финансового омбудсмена — уникальную на российском финансовом рынке организацию, призванную на безвозмездной основе защищать права потребителей финансовых услуг.

Решение о формировании такой службы только на первый взгляд выглядит парадоксальным: казалось бы зачем объединению банкиров, призванному обеспечивать их интересы, заботиться о «противоположное стороне» — об их клиентах? Но если смотреть не только себе под ноги, а расширить поле зрения за горизонт сегодняшнего дня, становится очевидным, что именно от благополучия клиентов зависит процветание финансовых институтов.

Пятилетие деятельности Финансового омбудсмена стало хорошей проверкой его жизнеспособности и востребованности. За это время многое изменилось в нашей стране в целом и в работе ее финансового рынка в частности, произошло немало потрясений. При этом деятельность Финансового омбудсмена постоянно расширялась. Причем, именно во время кризисов, когда тысячи и тысячи наших сограждан неожиданно для себя сталкивались с проблемами, когда их охватывало чувство растерянности, а то и безысходности, этот институт показывал свою высокую востребованность и эффективность.

Институт заслужил авторитет и способствовал повышению доверия россиян к финансовым организациям. Неуклонно росло количество обращений к нему граждан. Им рассмотрены десятки тысяч обращений потребителей финансовых услуг, тысячи из них нашли решение своих проблем, его консультации помогли тысячам человек принять правильное решение. Финансовый омбудсмен получил признание государственных органов, таких как Администрация Президента РФ, Правительство РФ, парламент страны, Банк России и многих других, рекомендующих попавшим в сложную ситуацию людям обращаться к Финансовому омбудсмену.

Такой массив заявлений в адрес Финансового омбудсмена позволяет выявлять как недостатки в работе банков — некоторые, обусловленные их внутренними недоработками, иные — пробелами в законодательстве, так и системные проблемы функционирования финансовой системы. Обобщение этих данных оказалось чрезвычайно полезным для совершенствования работы банков в плане защищенности наших сограждан. Финансовым омбудсменом подготовлены многочисленные аналитические документы для Банка России, Государственной Думы и других государственных организаций с целью внесения соответствующих изменений в законы и подзаконные акты.

Еще одной неотъемлемой стороной работы Финансового омбудсмена стало повышение финансовой грамотности наших сограждан, поскольку ее низкий уровень представляет собой большую угрозу и для них самих и для банков.

Общественное признание важности института отразилась, в частности, в том, что Президент РФ дал поручение Правительству РФ подготовить проект федерального закона «О финансовом уполномоченном по правам потребителей услуг финансовых организаций», направленного на придании законного статуса аналогичной структуре. Закон подготовлен, и Государственная Дума его приняла — пока только в первом чтении.

Однако за пять лет своего существования масштабы работы созданного Ассоциацией российских банков института существенно переросли возможности АРБ. В связи с этим возникла дилемма: либо государство путем безотлагательного окончательного принятия указанного выше закона полностью примет на себя обязательства по содержанию и развитию службы защитника прав наших сограждан на финансовом рынке, либо прекращает свое существование единственная в России структура, оказывающая безвозмездную помощь людям, попавшим в тяжелое финансовое положение. Второй вариант опасен вдвойне: не только огромное количество наших сограждан, столкнувшихся с финансовыми трудностями, окажутся без квалифицированной и бескорыстной поддержки, но и будет дискредитирована идея защитника интересов потребителей финансовых услуг.


Ещё новости