Совещание АРБ с АИЖК, ФССП и ФАУГИ в Астрахани: проблему трудных кредитов решать сообща |
19.04.2011 21:32 |
В Астрахани прошло совещание Комитета АРБ по ипотечному кредитованию с представителями АИЖК, Федеральной службы судебных приставов (ФССП) и Федерального агентства по управлению государственным имуществом (ФАУГИ). Это третье по счету масштабное совещание стало продолжением работы, начатой по инициативе Комитета АРБ по ипотечному кредитованию. Подписанное в декабре 2009 года Соглашение между АРБ и ФССП стало отправной точкой в работе по решению проблемы трудных ипотечных кредитов. Взаимопонимание, присущее контактам банковского сообщества и ФССП, создало атмосферу делового взаимодействия. Такой настрой на конструктивный диалог позволил на протяжении 2010 года и сейчас, в Астрахани, наметить наиболее значимые вопросы для обсуждения и наметить пути их решения. Как и ранее, совещанию в Астрахани предшествовала организационная работа по мониторингу ситуации с проблемными кредитами, по сбору и обобщению пожеланий банков и экспертных заключений ФССП и ФАУГИ. Представительный состав участников совещания показал необходимость и целесообразность не только продолжения таких контактов, но и распространения этой практики в регионах. Востребованность подобного обмена мнениями свидетельствует о том, что проблему трудных кредитов нужно решать сообща, с привлечением квалифицированных специалистов, чьи оценки отражают не только состояние рынка, но и потребность в принятии решений, нацеленных на его дальнейшее развитие, — подчеркнул организатор совещания в Астрахани председатель Комитета АРБ по ипотечному кредитованию, президент Европейского трастового банка Андрей Крысин. В частности, на совещании было рассмотрено 3 блока вопросов: Проблемы, возникающие при наложении ареста на имущество должника. отдельные случаи отказов судебных приставов вскрывать жилые помещения, занимаемые должниками, что делает невозможным обращение взыскания на залоговую недвижимость при отсутствии доступа в нее (например, в случае длительного отсутствия должника). невозможность направления судебными приставами заявки на реализацию без составления акта описи и ареста заложенного жилого недвижимого имущества (например, в случае невозможности проникновения в жилое помещение). Отсутствие заключённых договоров у территориальных подразделений ФССП с организациями, осуществляющими ответственное хранение (охрану) арестованного имущества, что делает невозможным обращение взыскания на залоговую недвижимость при отсутствии или отказе должника (членов его семьи) принять арестованное имущество на ответственное хранение. В связи с указанными проблемами предлагается: Разработать методические рекомендации, разъясняющие порядок действий судебных приставов по вскрытию жилых помещений, занимаемых должниками. Разъяснить судебным приставам положения ч.5 ст. 80 ФЗ «Об исполнительном производстве», предусматривающей арест недвижимого имущества регистрирующим органом без составления акта описи и ареста залога и внести соответствующие изменения в ч.8 ст. 89 ФЗ «Об исполнительном производстве» по передаче документов на реализацию. Предложить заключить всем территориальным подразделениям ФССП договора с организациями по ответственному хранению (охране) арестованного имущества и обеспечивать их дальнейшую оперативную пролонгацию. Проблемы, возникающие при реализации заложенного недвижимого имущества Нередко наблюдаемая практика неуведомления взыскателя о назначении организатора торгов и результатах торгов вследствие отсутствия у взыскателя законодательно установленной возможности запроса такой информации у Росимущества и организатора торгов и несоблюдения уже установленного соглашением порядка взаимодействия Росимущества и ФССП. Недостаточное взаимодействие Росимущества и организаторов торгов с агентствами недвижимости при реализации заложенного (недвижимого) имущества. Публикация объявления о торгах в малотиражных периодических изданиях, что резко сокращает круг потенциальных участников открытых аукционов по продаже заложенного имущества. Отсутствие правового механизма изменения в рамках исполнительного производства начальной продажной стоимости заложенного имущества, установленной судом, что ведет к фактической невозможности реализации заложенного имущества с торгов. Отсутствие процедуры юридического и физического освобождения от лиц, проживающих и зарегистрированных на объектах заложенной недвижимости, в рамках исполнительного производства по обращению взыскания на залоговую недвижимость без дополнительного решения суда. В связи с названными проблемами необходимо: На законодательном уровне установить единый перечень документов, направляемых судебным приставом вместе с заявкой на реализацию в территориальное подразделение ФССП. Публиковать объявления о торгах в крупных средствах массовой информации, что создаст условия для возрастания объема реализации имущества. Законодательно закрепить возможность и порядок получения взыскателем информации о торгах в Росимуществе и у организатора торгов. В целях сокращения времени на получение информации по запросу судебных приставов от организаций целесообразно создать единую электронную базу обмена информацией (в частности, документами с электронной подписью между ФССП, ФАУГИ и регистрирующими органами) с последующей передачей оригиналов документов. Внести изменения в законодательство, закрепляющие возможность изменения в рамках исполнительного производства установленной судом начальной продажной стоимости заложенного арестованного имущества. Необходимо внести изменения в законодательство, закрепляющие обязанность судебного пристава без дополнительного решения суда производить выселение и снятие с регистрационного учета лиц, проживающих и зарегистрированных на объектах заложенной недвижимости, в случае обращения на неё взыскания в рамках исполнительного производства. Проблемы регистрации права собственности на нереализованное недвижимое имущество. Отсутствие в документах, регламентирующих деятельность судебных приставов-исполнителей, сроков, в течение которых от них могут поступать предложения о целесообразности оставления нереализованного имущества за взыскателем; а также сроков, в течение которых после получения ответа от взыскателя должны быть составлены документы — акт приема-передачи взыскателю имущества и постановление о передаче нереализованного имущества должника взыскателю. Отсутствие у судебных приставов возможности самостоятельной подачи документов на регистрацию права собственности за взыскателем в случае признания вторичных торгов несостоявшимися. Чрезмерно длительные сроки сбора и подачи документов на регистрацию права собственности, что делает невозможным использование взыскателем залоговой недвижимости, принятой на баланс. В связи с рассмотренными проблемами рекомендовано: Законодательно закрепить сроки, в течение которых судебный пристав обязан:
Разработать методические рекомендации, в которых будет закреплен перечень действий судебного пристава — исполнителя и сроки регистрации ФССП права собственности за взыскателем, в соответствии с которыми регистрационные действия могут производиться без участия взыскателя. Активность принявших участие в обсуждении представителей банков, а также АИЖК, с одной стороны, и готовность представителей ФССП и ФАУГИ, с другой стороны, к взаимодействию нашли выражение в принятом по итогам совещания решении обратиться в структуры законодательной власти с предложением о разработке соответствующих положений и внесении их в действующее законодательство. Полагаем, что коллективное мнение всех, кто заинтересован в скорейшем решении проблемы трудных кредитов, будет услышано и надлежащим образом реализовано, — констатировал итоги совещания в Астрахани Андрей Крысин. |