Эксперты РЭУ им. Г. В. Плеханова: реиндустриализация обеспечит экономическую безопасность страны |
25.02.2015 20:10 |
В рамках состоявшейся в Российском экономическом университете им. Г. В. Плеханова VII Международной научно-практической конференции «Современная экономика: концепции и модели инновационного развития» обсудили проблемы реиндустриализации экономики России. В мероприятии приняли участие Председатель комитета Государственной Думы РФ по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Игорь Руденский, заместитель генерального директора ГК «Ростехнологии» Николай Волобуев, первый заместитель Председателя комитета Совета Федерации по экономической политике Алексей Майоров. В 2014 году при наличии большого количества нерешенных проблем Россия столкнулась с новыми вызовами: экономический кризис, санкции, снижение стоимости нефти и курса национальной валюты, проблемы импортозамещения. В рамках пленарной дискуссии участники конференции обозначили ответы и решения, позволяющие не только снизить негативное влияние этих проблем, но и реализовать возможности несырьевого развития страны. По мнению экспертов РЭУ им. Г. В. Плеханова, исходным источником переживаемого кризиса являются не санкции, — они лишь ускорили его приход. Основная причина состоит в продолжавшемся в более чем двадцатилетнем игнорировании Правительством РФ необходимости участия государства в технологическом обновлении промышленности. Изменения, произошедшие в динамике развития промышленного производства России, позволяют говорить о процессах деградации, приведших к падению удельного веса промышленности, снижению доли занятого в промышленности работоспособного населения (19 % от общего числа работающих), изношенности оборудования (износа основных средств в промышленности — 48,2 %), низкой конкурентоспособности продукции промышленного производства. Эксперты РЭУ им. Г. В. Плеханова выделяют несколько основных причин слабой конкурентоспособности российской экономики: сырьевая направленность, неразвитость институциональной системы инвестирования, разбалансированная экспортно-импортная структура, низкий инновационный потенциал, недостаточный уровень финансирования образования и фундаментальных научных исследований. По данным экспертов 40 % ВВП России создается за счет экспорта сырья. Машиностроение, электроника и другие высокотехнологичные отрасли формируют 7–8 % отечественного ВВП. Занимая 6 место в мире по объему ВВП, Россия находится на 17-м месте по абсолютному размеру добавленной стоимости в обрабатывающих отраслях. Добавленная стоимость в промышленности на одного человека в год составляет у нас 1,4 тыс. долл. США против 6–10 тыс. в развитых странах Запада. За последние 20 лет страна не уделяла необходимого внимания промышленности, закупая продукцию за рубежом. Пострадали целые отрасли промышленности. Как отметил ректор РЭУ им. Г. В. Плеханова Виктор Гришин, «экспорт высокотехнологичной продукции составляет всего 2,3 % от промышленного экспорта России. Относительный объем вложений России в НИОКР в 5 раз меньше, чем в развитых странах. В пересчете на душу населения Россия тратит на НИОКР менее 100 долл. в год, тогда как развитые страны — до 500 долл». Реиндустриализация, по мнению экспертов РЭУ им. Г. В. Плеханова, предполагает восстановление промышленного потенциала страны на новой технологической основе и решение таких важных вопросов как формирование эффективной промышленной политики, финансовое обеспечение, кадровое обеспечение, развертывание процессов реиндустриализации на региональном уровне. Учитывая особый современных статус России, как сырьевой державы, принципиально важным является развитие перерабатывающих отраслей промышленности. При этом основные внедряемые технологии современной переработки должны быть основаны на применении высокотехнологичных промышленных технологий, независимо от сектора экономики (промышленный, сельскохозяйственный, оборонный и т. д.) Государство должно переориентировать основные акценты в пользу реальных промышленных инвестиций. В настоящее время в российской экономике осуществляются масштабные процессы объединения и передачи под государственный контроль компаний, работающих в сфере высоких технологий. Это помогает концентрировать ресурсы на значимых направлениях развития и снимает риски избыточной конкуренции российских наукоемких компаний, как на мировом рынке, так и на рынке государственных заказов. Однако объектом новой индустриализации должны стать не только высокотехнологичные производства, но и традиционные отрасли промышленности, сферы услуг, АПК — все сферы малого и среднего предпринимательства, осваивающие новые технологии. Эксперты РЭУ им. Г. В. Плеханова отмечают три направления активизации малого и среднего предпринимательства в рамках стратегии реиндустриализации. Во-первых, это создание сателлитного пояса мелких и средних инновационных предприятий, обслуживающих потребности крупных промышленных гигантов. Вторым направлением развития малого и среднего предпринимательства в рамках стратегии реиндустриализации является поддержка так называемых «скрытых чемпионов» — динамично развивающихся экспортно-ориентированных производств. Проведенное экспертами РЭУ им. Г. В. Плеханова в рамках международного проекта исследование выявило более трех десятков таких компаний в разных отраслях российской экономики. Третьим направлением развития малого и среднего предпринимательства в рамках реиндустриализации является развитие индустриальных парков. По мнению ректора РЭУ им. Г. В. Плеханова Виктора Гришина, «финансовые источники реиндустриализации можно представить в виде традиционных и инновационных источников. В бюджетной сфере необходим бюджетный маневр. Он состоит в снижении хотя бы на 1 % расходов на национальную оборону, безопасность и за счет этого увеличении бюджетного финансирования национальной экономики, образования, здравоохранения, науки. При этом следует активнее использовать два других инновационных источника финансирования реиндустриализации. Их возможности состоят в смещении рынка заимствований от классического банковского кредитования в направлении финансирования реиндустриацлизации посредством эмиссии ценных бумаг и привлечении иностранных инвестиций в странах мира, желающих сотрудничать с Россией на принципах взаимного уважения». Довольно острой является проблема кадрового обеспечения обеспечению промышленности России. Огромный урон нанесли реформы 90-х годов, приведшие к катастрофическому падению объемов промышленного производства и так называемой скрытой безработице. Так, в 1990-х гг. среднегодовая численность занятых в промышленности составляла 22,4 млн. человек, к 2000 г. она снизилась до 11,27 млн. человек, а к началу 2014 г. составила 7,622 тыс. человек. Таким образом, снижение общей численности занятых в промышленности по отношению к 1990 гг. составило 14 млн. 788 тыс. работников (66 % от уровня 90-х годов). При этом столь масштабное сокращение численности занятых практически не было компенсировано, как это происходит в развитых странах, внедрением новых технологий, дополненного ростом квалификации рабочей силы и новыми формами управления производством. Для превращения системы социально-трудовых отношений в основу «новой индустриализации» необходимо разработать нормативно-правовую базу совершенствования социально-трудовых отношений, предусматривающую создание условий и стимулов для легализации занятости, развитие социального партнерства, регулирование системы трудовых отношений. Практическими шагами на пути к изменениям станут модернизация всех уровней и форм профессионального образования с ориентацией на потребности инновационного рынка товаров и услуг, формирование условий для расширения предложения квалифицированной рабочей силы на рынке труда, в том числе за счет развития гибких форм занятости, активизация использования института государственно-частного партнерства в целях повышения качества рабочей силы и содействия занятости населения. |