Инновации для конкурентной борьбы |
11.08.2014 17:52 |
Участники дискуссии «Подмосковье — территория для инноваций», прошедшей в рамках выставки «Строительная неделя Московской области — 2014», пришли к выводу, что российское законодательство недостаточно стимулирует девелоперов для внедрения инноваций в своих проектах. Самые актуальные для России и Московской области направления для инноваций — энергосбережение и экология. Однако сами строители готовы вкладывать лишь в те инновации, которые принесут им ощутимую выгоду в краткосрочной перспективе. Ирина Доброхотова, председатель Экспертного совета РГУД по инновациям, считает, что российский рынок на 20 лет отстает от Европы в своем понимании инновационных продуктов. «Из 30 девелоперских проектов, которые были заявлены в качестве инновационных, действительно инновационными эксперты нашего Совета признали только 4. У девелоперов нет причин внедрять инновационные продукты, поскольку существующее предложение востребовано потребителем. Необходимо стимулирование на уровне законодательства, чтобы заставить девелоперов развиваться», — считает Ирина Доброхотова. Одной из проблем внедрения инноваций в России эксперты назвали трудности формирования потребностей. Когда речь идет о западных трендах, которые приходят в Россию, легко предсказать потребности, которые создадут эти тренды. Например, мода на опен-спейс определила развитие новых акустических решений — необходимо было звукоизолировать офисных работников друг от друга с помощью перегородок. Необходимость перегородок потребовала решения проблемы недостатка освещения — перегородки и стены стали прозрачными из новых современных сплавов, чтобы пропускать солнечный свет. В свою очередь это нововведение потребовало решения проблемы потери тепла. Таким образом, новый тренд запустил целую серию инноваций. Однако не всегда все так очевидно. «Наш рынок не формирует своих потребностей — из-за этого непонятно, в чем нуждается покупатель. Потребности часто выводят на основе маркетинговых исследований, которые делаются формально. В итоге запуск новых продуктов часто бывает неудачным», — говорит Маргарита Демидова, директор по развитию бизнеса с архитекторами «Сен-Гобен». Участники дискуссии сошлись во мнении, что инновации внедряются быстро тогда, когда в них есть потребность. Например, в Европе жестко следят за охраной и условиями труда. Это заставляет строителей создавать здания, способные обеспечить соответствующие условия, что невозможно без инновационных технологий. Столь важные для России инновации в области энергосбережения не будут востребованы потребителем до тех пор, пока стоимость энергии в России не возрастет. А значит, девелоперы, которые вкладываются в дорогостоящие энергосберегающие технологии, будут проигрывать конкурентную борьбу тем, кто этого не делает. Андрей Блажко, Член Правления ГК «Домостроитель», привел позитивный пример внедрения инновационных технологий в своей компании: «Внедрение новой технологии строительства — сборно-металлического каркаса — позволило нам сократить количество производств стройматериалов, а значит, и затраты. Раньше у нас было 3 домостроительных комбината, производящих панель, где работало 600 человек. Внедрение новой строительной технологии позволило нам сократить количество производств до одного, а количество рабочих до 150, при сохранении тех же объемов строительства». По мнению девелоперов, инновации существуют не ради медалей, а для того, чтобы выиграть конкурную борьбу. Они должны приносить прибыль — тогда они будут внедряться. |