Итоги года: тенденции—2010 рынка загородной недвижимости эконом-класса |
17.01.2011 14:54 |
2010 год прорисовал черты нового, посткризисного земельного рынка: цена перестала быть фактором, практически полностью определяющим спрос в эконом-классе. Покупатель стал более разборчив, и уже готов платить дороже за качественный товар.Спрос: покупатель стал разборчивееСпециалисты компании «ЗемАктив» отметили три основные тенденции, проявившиеся в покупательских предпочтениях:
В кризис 2009 года на рынке появилось большое количество недорогих участков без подряда, и покупатели стали активно приобретать дешевую землю. Однако в 2010 году они столкнулись с рисками, присущими этому формату: отсутствием обещанных девелоперами коммуникаций и дорог, что не позволяло начать возведение своего дома, и пониманием, что из-за разных сроков старта строительства на каждом участке, жить на стройке придется много лет. Поэтому покупатели-2010, отслеживающие ситуацию в разных поселках, уже не спешили скупать самое дешевое. В результате спросом стали пользоваться более дорогие предложения участков без подряда, в стоимость которых уже были включены коммуникации, а также участки с подрядом и мультиформатные поселки. «Приобретение участка в таком поселке давало покупателю больше уверенности, что коммуникации будут подведены в срок. Таким образом, в 2010 году участки без подряда перестали быть единственным форматом с существенным объемом спроса», — объясняет руководитель компании «ЗемАктив» Юлия Севериненко. Предложение: мультиформатные поселки выходят на рынокОсновными тенденциями 2010 года с точки зрения предложения на рынке эконом-класса стали:
«В течение года формат „участков без подряда“ несколько сдал свои позиции. Однако, это „отступление“ оказалось незначительным: за 2010 год в структуре предложения загородного рынка эконом-класса доля этого формата снизилась с 80% до 75%. Так что это по-прежнему основное предложение в сегменте дальних дач и наиболее активно приобретаемые объекты.» — заключает Юлия Севериненко. Кроме того, девелоперы стали усложнять состав продукта «участок без подряда». Сегодня, чтобы проект был успешным, минимального набора коммуникаций уже недостаточно. Необходимы качественные внутрипоселковые дороги, продуманный общий стиль поселка, развитая инфраструктура: детские и спортивные площадки, благоустроенные пляжные и прогулочные зоны, гостевые парковки, ландшафтные объекты. Риски: покупатель стал осторожнееВысокий спрос на участки без подряда в кризисное время сделал этот загородный формат чуть ли не единственным успешным сегментом на рынке недвижимости. Соответственно, на рынке появилось достаточно много поселков, освоением которых занялись непрофильные застройщики. А отсутствие опыта реализации проектов в области загородной недвижимости привело к тому, что выполнить в срок и качественно свои обязательства перед покупателями они не смогли, и в 2010 году это проявилось наиболее ярко. Для некоторых покупателей, купивших дешевую землю без подряда во время кризиса, 2010 год стал «годом несбывшихся надежд». Специалисты компании «ЗемАктив» выделили три основные проблемы, с которыми столкнулись потребители в некоторых поселках.
«Поэтому покупатели в 2010 году стали более осторожны, прежде чем совершить покупку, они интересовались репутацией девелопера, и предпочитали участки во вторых очередях уже готовых поселков», — говорит Юлия Севериненко. Цены: рост за счет наполнения продуктаМожно отметить и основные тенденции, характеризующие ценовой разброс на загородном рынке в 2010 году. — Положительная ценовая динамика на рынке в целом. — Рост цен происходил не за счет подорожания самой земли, а за счет большего наполнения продукта в предлагаемых поселках. «По итогам года стоимость участков без подряда показывает положительную динамику: в первом полугодии мы наблюдали снижение средней цены за сотку на Земельный рынок: ленд-лордам пришлось перестроитьсяВ 2010 году поведение владельцев крупных земельных массивов характеризовали следующие тенденции: — В структуре сделок покупка земель в спекулятивных целях практически отсутствовала (до кризиса это был один из основных видов покупок). — Владельцы крупных участков проводили межевание и реализовывали участки в розницу под застройку. По мнению Юлии Севериненко, в 2010 году основные игроки земельного рынка Подмосковья переориентировались на реализацию земли конечному потребителю. «Отсутствие спроса со стороны девелоперов и инвесторов и снижение цен на крупные участки, заставили ленд-лордов активно выводить на рынок поселки, предлагая, в основном, формат «участки без подряда», — говорит Севериненко. В то же время некоторые компании стали развивать проекты в области коммерческой недвижимости, преимущественно — в складском сегменте. Что касается девелоперов, то основной тенденцией для них было приобретение земли под конкретный проект с уже созданной и проработанной концепцией. Прогноз на 2011 годОсновные тенденции, которые эксперты компании «ЗемАктив» прогнозируют на загородном рынке:
|