Вторичный рынок квартир бизнес-класса: из «опытного образца» в полноценный сегмент
10.01.2013 17:04
Игроки рынка недвижимости вторичных квартир бизнес-класса подводят итоги 2012 года, который во многом стал для сегмента переломным. Как отмечают специалисты компании «Авангард М», главным итогом года можно считать то, что из единичных «пробных» предложений вторичные квартиры бизнес-класса превратились в самостоятельный сегмент столичного рынка недвижимости с четко сформировавшейся потребительской аудиторией и четкими правилами игры.

Активному формированию сегмента вторичных квартир бизнес-класса способствовали причины как экономического, так и психологического характера.

С одной стороны в последние два года в границах старой Москвы, и в первую очередь в ее самых престижных районах, наблюдается серьезное сокращение строительной активности. Кроме того, новое строительство бизнес-класса очевидно сконцентрировано в западной части города, и прежде всего в Западном и Юго-Западном округах. ЦАО, конечно, может составить конкуренцию Юго-Западному округу по числу проектов, но никак не по объемам застройки — все «центровые» проекты, как правило, не отличаются масштабностью. И более того, в самом Юго-Западном округе новостройки сконцентрированы в серединной части, что еще более сужает выбор.

Все перечисленные факторы свидетельствуют о том, что выходящие на рынок покупатели имеют крайне ограниченный набор новостроечных вариантов, который не всегда устраивает их с точки зрения местоположения, метражей и планировок, цены и т. д. В то же время вторичные квартиры бизнес-класса предоставляют покупателям куда большую вариативность географического выбора. Конечно, как свидетельствуют итоги года, основной спрос и здесь направлен на центр и западные районы города. Так, статистика продаж компании «Авангард М» гласит, что в обшем объеме сделок, заключенных в сегменте вторичных квартир бизнес-класса, 44 % пришлось на ЦАО и те же 44 % — совокупно на Западный и Юго-Западный округа. Однако, фиксировались сделки и в других округах, даже в практически «обойденных» бизнес-классным вниманием Востоке и Юго-Востоке столицы.

Однако, кроме строительно-экономических причин, в пользу вторичных квартир бизнес-класса начали играть причины психологического характера. Как отмечает генеральный директор компании «Авангард М» Алла Вишневская, приоритеты сегодняшних покупателей серьезно отличаются от тех, что царили на докризисном рынке. Помпезная архитектура, необоснованно завышенные метражи, дорогие почти бессмысленные инфраструктурные «навороты», широко известное название комплекса или его девелопера — эти и многие другие внешние атрибуты успешности уходят в прошлое, уступая место взвешенному европейскому подходу, во главе которого стоит рационализм и экономическая обоснованность. «Если докризисные покупатели готовы были к „игре вдолгую“ — то есть приобрести жилье на этапе котлована, ждать пока оно достроится, потом долго ремонтировать квартиру и в итоге заезжать в нее года через три, то девиз покупателя новой формации — „Здесь и сейчас“. Их требования к качеству жилья не претерпели практически никаких изменений, зато время, которое они готовы потратить на ожидание „лучшей жизни“ сжалось до минимума», — делает итоговый вывод Алла Вишневская.

Так же в 2012 году продолжилась тенденция, связанная с изменением семейного статуса покупателей вторичных квартир бизнес-класса. Так, например, если в 2011 году 33 % покупателей, обращавшихся в компанию «Авангард М», имели статус одиноких людей, то в 2012 году их доля снизилась до 18 %. Зато доля семейных пар увеличилась с 47 % до 53 %. Параллельно увеличилось число обращений, связанных с покупкой квартиры родителями для своих детей. Этот показатель вырос с 20 % до 29 % от общего объема сделок.

В дополнение, общаясь с покупателями, эксперты «Авангард М» сделали любопытное наблюдение: если раньше люди охотно приобретали жилье в активно развивающихся районах, или в жилых кластерах, создающихся буквально с нуля, то сегодня покупательский интерес очевидно сместился в сторону давно сформировавшихся районов с устойчиво-положительным имиджем, в числе которых район Фрунзенской набережной и Комсомольского проспекта, Ленинский и Кутузовский проспекты, проспект Вернадского, Мосфильмовская улица и улица Пырьева, Замоскворечье, и т. д. «Подобная тяга к исторически сложившимся районам вполне понятна: в менталитете российских покупателей — воспринимать свое жилье как „точку психологической и экономической стабильности“, что вторичные квартиры бизнес-класса обеспечивают в полной мере», — отмечает Алла Вишневская.


Ещё новости