2013 год — время новых трендов
28.12.2012 16:09
Уходящий 2012 год совершенно четко обозначил несколько новых тенденций на загородном рынке, которые во многом станут определяющими в новом, 2013 году. Традиционные форматы загородной недвижимости — участки без подряда или только с подрядом — претерпят изменения и будут по-новому структурироваться. Современные управляющие компании и девелоперы уже начали этот процесс. «Сейчас на рынке большая конкуренция, и выиграет тот, кто сможет уловить новые тренды и своевременно развивать их, — говорит Игорь Богданов, коммерческий директор УК ТМ „Своя земля“. — Мы считаем, что предстоящий 2013 год станет годом новых трендов».

Если говорить в целом по рынку, то поселки без подряда структурировались на несколько типов. Ранжирование идет по степени освоенности участка управляющей компанией. «Хочу сказать, что в 2012 году впечатлили продажи суперэконома — земельных участков с подъездными путями, но без коммуникаций. Помимо выгоды приобретения, этот продукт стал и предметом доступных инвестиций, — говорит Игорь Богданов, коммерческий директор УК ТМ „Своя земля“. — Так, проведение необходимых коммуникаций и благоустройство дачных поселков на финальном этапе их реализации значительно увеличивают стоимость участков, что дает инвесторам реальную прибыль». «В этом году мы открыли продажи в одном из новых поселков. Начали с 15 000 — 17 000 рублей за сотку, а в конце года цена выросла до 30 000 рублей за сотку. Продажи уже закрыты, участки раскуплены, несмотря на то, что инфраструктура поселка только планируется, — комментирует Богданов. — На первом этапе продаж, когда цены держатся на минимальном уровне, люди реально могут инвестировать средства с максимальной выгодой для себя. Затем начинается этап благоустройства и рост цен. За прокладку дорог прибавляется 10 % от стоимости участка, за проведение электричества — 25 %, за строительство забора — 10 %, проведение газа повышает цену участка на 25 %». По мнению Игоря Богданова, темпы роста цен на земельные участки без коммуникаций в следующем году сохранятся на уровне 15–20 % годовых, в зависимости от конкретного проекта.

По словам г-на Богданова, сегодня совершенно очевидна тенденция эко-поселков, представляющих собой участки земли, которые предполагается условно разделить на две зоны: жилую и производственную, где будет создаваться сельскохозяйственная продукция, выращенная с учетом экологических стандартов. Продукция может иметь обширный ассортимент: овощи, фрукты, мясная и молочная продукция, яйца, птица. «Наши потребители уже устали от продукции сомнительного качества, поэтому развитие собственного фермерского хозяйства и организация эко-поселков для многих становится все более актуальным. Но надо понимать, что данное направление рынка является затратным бизнесом, требует постоянных вложений, внимания и контроля», — комментирует Игорь Богданов.

Анализируя развитие рынка земли в 2012 году, учитывая появление нового формата предложения и реализации поселков для конечного потребителя, а также растущие потребности покупателей, специалисты УК ТМ «Своя земля» решили запустить исследовательский проект по выявлению формулы «идеального дачного поселка». «Почему одни участки ждут своего хозяина несколько лет, а в соседнем поселке, с такими же, на первый взгляд, характеристиками и одинаковой ценой участки уходят за пару месяцев? Этот вопрос задают многие участники рынка, но очевидного ответа на него до сих пор нет», — говорит Павел Николаевич Романов, генеральный директор УК ТМ «Своя земля». По словам аналитиков, в начале исследования предполагалось, что речь пойдет о пяти критериях, по которым будут оцениваться поселки, но на данный момент список расширился как минимум до пятнадцати пунктов. Эксперты уверены, что формула «идеального поселка» получится очень гибкая. «Мы не претендуем на установку каких-либо констант на рынке, но стремимся обобщить наш опыт и подходы», — комментирует Павел Романов.

После завершения каждого этапа исследования результаты его будут выкладываться на сайте ТМ «Своя земля».


Ещё новости