У российского малого и среднего бизнеса остается еще возможность подготовиться к работе в условиях ВТО |
29.02.2012 16:51 |
Об этом заявили участники пресс-конференции, прошедшей в Центральном доме предпринимателя, посвященной вопросам интеграции малого и среднего бизнеса России в мировое экономическое пространство в условиях ВТО. Директор департамента развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития РФ Наталья Ларионова уверена, что у нашего бизнеса времени на подготовку к вступлению страны в ВТО было достаточно. «Всегда будут те, кому, якобы, времени не хватило. Девятнадцать лет шел процесс присоединения к ВТО; кто хотел — тот подготовился. И даже сегодня предусмотренный По ее мнению, нужно рассматривать членство в ВТО под углом новых возможностей. Бизнес должен модернизироваться; инновации — единственный инструмент, чтобы выстоять в конкуренции. Генеральный директор Российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса Виктор Ермаков уверен, что серьезно поможет сеть Евроинфоцентров, уже открытых в десятках российских регионов и предоставляющих бесплатный доступ в специальную информационную бизнес-сеть 50 европейских государств. «В этой сети можно предложить разработки, идеи, найти партнера и т. д. Евроинфоцентры — основной механизм поддержки российских инновационных и экспортно ориентированных малых и средних предприятий», — сказал он. В то же время Ермаков поддержал Наталью Ларионову в том, что бизнес зачастую просто не готовится к работе в новых условиях. Он привел пример, когда по линии Евроинфоцентров некое российское предприятие получило заказ на снабжение сети магазинов и благополучно его провалило: «Готова ли эта фирма работать в новых условиях? Нет. И таких фирм много, к сожалению». По опросам ИД «Коммерсант», даже среди крупных компаний лишь порядка 6 процентов компаний разработали стратегию адаптации к ВТО, остальные откладывают это «на потом» или вообще не планируют что-либо делать. Малые и средние выглядят не лучше. Участники пресс-конференции среди мер, способных улучшить ситуацию, называли, в частности, организацию совета при Госдуме РФ для координации и объединения усилий по адаптации малого и среднего бизнеса к работе в новых условиях; создание при региональных администрациях рабочих групп для разъяснения местному бизнесу особенностей работы в рамках ВТО, способов защиты интеллектуальной собственности, сертификации и т. д. Членство в ВТО означает также снятие ограничений на выход на другие рынки. Надо знать особенности работы на этих рынках и иметь соответствующие средства. С этим у большинства российских малых и средних предприятий дела обстоят не лучшим образом, следовательно, им нужна поддержка. Опыт такой поддержки в мире накоплен немалый, подчеркивали участники пресс-конференции, и его следует активно применять у нас. Весьма интересна для нас в этом плане Япония, считает представитель Комитета РСПП по торговой политике и ВТО, специалист по мировой экономике и глобализации Игорь Филькевич: «В Японии 99 процентов всех предприятий — это малые предприятия. Японская продукция присутствует везде. Активно ее выводит на все зарубежные рынки торговая компания JETRO (Japan External Trade Organization) — через эту компанию движется практически 70 % всей японской продукции. Она активно действует и у нас в России». Член Комитета Госдумы РФ по финансовому рынку Андрей Мурга продолжил тему: «За рубежом работают мощнейшие механизмы лоббирования и поддержки. Основные направления поддержки малых и средних предприятий — не прямые субсидии, а предоставление консалтинговых и маркетинговых услуг, помогающих выходить на рынки. Так, например, в Италии действует целая система банков, предоставляющих экспортные кредиты, поддержку оказывает большое количество региональных фондов. Следует и нам учитывать этот опыт». Конечно, мы внимательно изучали опыт стран-членов ВТО, сказала в ответ представитель Минэкономразвития РФ Наталья Ларионова. По ее словам, уже с прошлого года в рамках программы Минэкономразвития РФ «раскручиваются» очень интересные проекты. Так, уже заработали 26 центров развития экспорта, но отдачи надо подождать, они только начинают предлагать свои услуги бизнесу. Параллельно, считает представитель министерства, следует разрабатывать и другие механизмы повышения конкурентоспособности бизнеса, потому что только это поможет российским компаниям занять достойное место в условиях ВТО. |