Рынок бытовой техники и электроники в 100 городах РФ оценивается в почти 12 миллиардов евро |
20.02.2012 17:10 |
В 2011 году консалтинговая компания RRG провела исследование сетевого рынка бытовой техники и электроники в 100 городах России. В результате исследования выяснилось, что 69 % суммарной торговой площади, занятой магазинами бытовой техники и электроники распределена между пятью ритейлерами. На долю остальных приходится лишь 31 % рынка. Общий объем рынка этой категории товаров в денежном выражении по подсчетам специалистов RRG оценивается в 12 миллиардов евро, 62 % которых приходится на долю городов-миллионников. При этом наибольшая обеспеченность в данном сегменте наблюдается не в самых крупных городах. А Москва оказалась в числе регионов, наименее обеспеченных магазинами этой группы товаров. В ходе исследования были проанализированы 10 федеральных и 35 региональных сетей, действующих в 100 городах РФ. Общая торговая площадь магазинов бытовой техники и электроники, распложенных в исследуемых городах, поделена между пятью основными игроками рынка. Лидером является сеть М.Видео, которая занимает 24 %. Немного меньше — Эльдорадо, на долю которой приходится 21 % площадей. На третьем месте Техносила (11 %), далее — Медиа-Маркт (7 %) и Эксперт (6 %). Таким образом, на долю пяти крупнейших ритейлеров суммарно приходится 69 % торговых площадей, занятых под магазины бытовой техники и электроники. Остальные игроки рынка, включая местные сети занимают 31 %. На сегодняшний день происходит процесс укрупнения существующих сетей на рынке (к примеру Эльдорадо приобрела торговую сеть Берингов, которая в исследуемых городах имела долю 2 %). «Однако, это „в целом“, — замечает Председатель совета директоров группы компаний RRG Денис Колокольников. — В различных регионах могут превалировать как федеральные, так и местные операторы. Например, в Москве, Волгограде, Владимире и Иваново крупные федеральные сети охватывают более 90 % рынка. А на рынке Уфы, Владивостока, Калининграда, Мурманска, Хабаровска, Кирова и Стерлитамака доля местных операторов превышает 70 %». По данным исследования, наибольшая обеспеченность торговыми площадями в сегменте бытовой техники и электроники наблюдается в Нижневартовске, Уфе, Воронеже, Рязани, Пятигорске, Кирове, Стерлитамаке. А наименее обеспеченные города — Москва, Калуга, Кемерово, Волгоград, Иваново, Смоленск, Курган и Новокузнецк. Однако, эксперты поясняют, что низкая обеспеченность — лишь один из факторов, определяющих потенциальную привлекательность города или агломерации для развития того или иного вида ритейла. «Обеспеченность торговыми площадями — характеристика, показывающая, сколько торговой площади приходится на 1000 жителей. — поясняет Денис Колокольников. — При этом не учитывается уровень доходов населения, динамика экономического развития города, равномерное распределение магазинов по всем кластерам. Не последнюю роль играет и менталитет. Например, в столичных городах распространены покупки через интернет, в то время как в небольших районных центрах основные приобретения совершаются на рынках». Если же говорить об оборотах в данном сегменте, то основная доля вполне ожидаемо приходится на города-миллионники. Так, по результатам расчетов, проведенных в ходе исследования, 12 городов и агломераций с населением более 1 миллиона человек обеспечивают 62 % общего объема рынка бытовой техники и электроники анализируемых городов, который в денежном выражении оценивается в 12 миллиардов евро. По совокупности характеристик к наиболее перспективным для развития данного вида ритейла городам эксперты из RRG отнесли Москву, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Волгоград, Челябинск, Екатеринбург, Красноярск и Московскую область. |