Лекарство от банкротства
Проблема взаимных неплатежей коммерческих предприятий по-прежнему остается весьма острой. Главными виновниками растущего объема обязательств являются компании, действующие по принципу «заплатим, когда захотим», что иногда приводит к банкротству их партнеров. Подобная тенденция на рынке взаиморасчетов способствует развитию факторингового бизнеса.

Основное назначение факторинговых операций — переуступка права взыскания дебиторской задолженности с целью незамедлительного получения большей части платежа, что гарантирует поставщикам своевременность и незамедлительность поступления денежных средств. Факторинг необходим, в частности, в случае наличия временных финансовых трудностей у плательщиков и (или) при острой нехватке у компании оборотных средств. Право взыскания дебиторской задолженности передается фактору, в роли которо­го выступают коммерческий банк или специализированная факторинговая компания.

Такой нужный факторинг


1989 год. Госбанк СССР в официальном письме разъясняет порядок проведения операций, в ходе которых поставщик передает банку право получения платежа за поставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги. Еще спустя три года факторинг получает официальный статус банковской сделки, закрепленный Федеральный законом «О банках и банковской деятельности». Активное развитие рынка начинается лишь в 2000 году и продолжается вплоть до 2009-го, в течение которого объемы операций сокращаются почти в два раза. Однако это не означает, что факторинг остался в прошлом.
«Мы смотрим с оптимизмом на 2010 год — рынок вырастет минимум на 20%, — предполагает Александр Градов, начальник управления продаж Департамента факторинговых операций „Промсвязьбанка“. — Экономика восстанавливается, в финансовой системе накоплена ликвидность, факторинг с каждым годом становится все более понятным и доступным для клиентов».
Руководитель проекта factorings.ru Чекрыгин Александр считает, что рынок факторинга только формируется: «Давайте вспомним первые проекты на рынке потребительского кредитования. Всего 5—10 лет назад в России не было таких продуктов в принципе, а сейчас фактически каждый банк, ориентированный на работу с частными клиентами, предлагает подобные услуги. Наверное, каждый второй житель страны хотя бы раз пользовался потребительским кредитом. Факторинг имеет все шансы получить аналогичную популярность в сегменте торговли b2b. Если появится сильный игрок, обладающий серьезными финансовыми ресурсами и желанием сделать эту услугу доступной для малого и среднего бизнеса, то в перспективе трех лет мы увидим совершенно другую картину рынка. На сегодня таких компаний на рынке нет, а это значит, что развитие будет инертным».

В первую очередь факторинг необходим компаниям малого и среднего бизнеса, которые получают благодаря этой услуге возможность пополнения своих оборотных средств.
Финансирование предприятия поставщика осуществляется, как правило, в день поставки продукции, что практически избавляет предпринимателей от временно «замороженных» активов в виде дебиторской задолженности. Кроме того, поставщик получает определенное конкурентное преимущество, предоставляя клиентам максимально возможную отсрочку платежа.
«Кредит позволяет поддержать бизнес на достигнутом уровне и планомерно его растить. Но для активного роста — в несколько раз — кредита не достаточно, для этого необходим факторинг, — заявил начальник управления факторинговых операций „МДМ-Банка“ Владимир Емельянов в интервью информационному порталу Factorings.ru. — Факторинг позволяет в большем объеме пополнять оборотные средства; экономить на работе с дебиторами, так как это делает банк».
Помимо коммерческих банков, поставщиками факторинговых услуг являются специализированные компании. Они довольно серьезно пострадали от кризиса: дело в том, что факторинговым компаниям для развития необходимо постоянное внешнее финансирование, в то время как факторинговый отдел банка пользуется общей ресурсной базой.
Разумеется, кредитные организации более лояльны по отношению к крупным стабильно работающим компаниям, которым предлагают весьма выгодные программы: финансирование в размере до 90% от объема поставок и отсрочку платежа до 180 дней. В любом случае факторы внимательно изучают финансовое положение поставщика, деловую репутацию дебиторов и качество дебиторской задолженности.

«Регресс» неизбежен


При факторинге после поставки товара с отсрочкой платежа фактору передаются документы, подтверждающие отгрузку. Затем происходит финансирование поставщика. Максимальный размер «ссуды», как правило, не превышает 90% от суммы предоставленных накладных.
Ставки за факторинговое обслуживание составляют 20—23%. Их величина зависит, в частности, от размера долга, степени рисков. Обычно срок финансирования не превышает 270 дней за редкими исключениями, когда самым надежным клиентам могут продлить его до 360 дней.
Факторинг бывает регрессным/безрегрессным, внутренним/международным.
Регрессный факторинг предусматривает возмещение клиентом суммы финансирования и комиссии за факторинговое обслуживание в случае невыполнения третьим лицом (должником) обязательств по контракту в установленный срок. При безрегрессном договоре фактор не может вернуть клиенту право денежного требования. Разумеется, последняя схема применяется только с проверенными и стабильными клиентами. Регрессные контракты занимают существенную долю рынка — свыше 90%. Еще существует смежный вариант факторинга, наиболее близкий к кредиту, когда клиент предоставляет залоговое обеспечение для покрытия суммы предоставленного финансирования.
Классификация на внутренний и международный осуществляется по территориальному признаку. При внутренним факторинге контрагенты по договору купли-продажи находятся в пределах одной страны, при внешнем — являются резидентами разных государств.

Есть ли жизнь после кризиса


При высокой заинтересованности многих предприятий в факторинговых услугах, существуют объективные причины, негативно влияющие на динамику рынка.
Аналитики полагают, что если в прошлом основными препятствиями для развития были высокая стоимость фондирования и снижение деловой активности, то в 2010 году главной помехой может стать, напротив, агрессивный демпинг отдельных игроков. Факторы гораздо охотнее работают с предприятиями, сотрудничающими с крупными клиентами, финансовые возможности которых не подвергаются сомнению. И такая тенденция будет только усиливаться, поскольку спрос на рынке значительно превосходит предложение.
«Компании ужесточили требования к клиентам и передаваемой на факторинг дебиторской задолженности, отказавшись работать с отраслями, которые подают слабые признаки жизни. Это вполне закономерное явление, обусловленное желанием получить хоть какую-то прибыль. Реализация этих мер привела к тому, что большинство факторов сосредоточилось на обслуживании рынка FMCG (fast moving consumer goods), то есть товаров повседневного спроса, преимущественно поставок в адрес крупных сетевых ритейлеров. И сейчас мы наблюдаем усилившуюся ценовую конкуренцию в низкорисковом сегменте», — продолжают эксперты Национальной факторинговой компании.
Однако несмотря на все трудности, будущее российского факторинга выглядит весьма перспективным. У этого рынка велик потенциал роста хотя бы вследствие неудовлетворенного спроса на оборотный капитал со стороны бизнеса.
Что касается финансовых институтов факторинга, то большинство экспертов сходится во мнении, что Россия будет развиваться по западной модели: то есть ведущие позиции на рынке, скорее всего, займут специализированные факторинговые компании.
В условиях кризиса факторинг нередко становится привлекательнее других источников финансирования, и, в частности, самого популярного из них — кредита. «До кризиса с факторингом конкурировали овердрафты и кредиты на пополнение оборотных средств. С осени 2008 года эти инструменты стали практически недоступны для подавляющего большинства компаний, — рассказывает Александр Градов. — Те, кто выдержал проверку на прочность в 2009 году, уже начали „перезагрузку“ факторинга. Новый факторинг — это гибкость и оперативность в работе с клиентами и конкурентоспособные ставки».


Николай Бувин