Савеловский район. За виражами истории
Что мы сегодня знаем о столичном районе Савеловский? То, что там находится, возможно, самая крупная в Москве транспортная развязка и самая известная в России косметическая фабрика и, что Нижнюю Масловку лучше объезжать десятой дорогой, дабы не увязнуть в хронической пробке?

— Да нет же! Главная достопримечательность и визитная карточка района — это, конечно же, Савеловский вокзал, — наверняка заметит кто-то. И, увы, ошибется. Волею судеб и вопреки доступной обычному горожанину логике почтенный Савеловский вокзал вместе с железнодорожной веткой одноименного направления «прописан» даже не в другом столичном районе, а в другом административном округе. Поэтому, повернемся к вечно спешащим савеловским рельсам спиной и попробуем представить, какая картинка открылась бы перед нами лет, эдак, 100, 200, а то и 300 назад.

Все началось с Бутырок

Местность, что располагалась чуть к северу от Камер-Коллежского Вала и которую в народе называли не иначе как «Бутырки», впервые упоминается в летописях XIV века, то есть как раз в период правления Ивана Калиты. Впрочем, до 1767 года она не имела никакого отношения к столице, а была обычным — в три двора — селом, примостившимся на Дмитровском тракте.

А, может, и не совсем обычным, потому что когда-то, еще в XVI веке, владельцем здешних мест числился боярин Никита Романович Захарьин, дед российского государя Михаила Романова. При нем незаметные «Бутырки» разрослись и превратились в торгово-ремесленную слободу, которую со временем облюбовали царские стрельцы. И встретить здесь чужеземцев — поляков или литовцев из числа тогдашних военнопленных — было обычным делом. Сейчас об этом факте напоминают лишь названия улиц — 1-я и 2-я Панские.

Кстати, сегодняшняя Полтавская улица получила свое название благодаря исторической битве, в которой принимал участие квартировавший здесь когда-то Бутырский полк, возглавляемый генералом Патриком Гордоном — шотландцем по происхождению и фаворитом Петра I. Между прочим, после взятия Нарвы, Петр и сам проживал некоторое время в Бутырках в ожидании пленных шведов, чтобы триумфально войти в Москву.

В начале ХIX века за Бутырской слободой возник одноименный хутор — его создали специально для проведения сельскохозяйственных опытов. Названия 1-й и 2-й Хуторских улиц — историческое тому свидетельство.

Самая просторная и оживленная улица Савеловского района — Бутырская — давно не похожа на тот тихий, живописный окраинный уголок Москвы, каким она была еще менее века назад. Коробки жилых многоэтажек по левую руку и монотонная промзона — по правую. Как вдруг!... На фоне одного из безликих производственных фасадов, будто осколочек прежней жизни, возникает силуэт колокольни, вернее, ее останков, словно наспех прикрытых запыленными слоями краски. А ведь когда-то колокольня была трехъярусной и величественной, с иконой Спасителя с раскрытым Евангелием над входом — точь-в-точь как на Спасских воротах Кремля. И была признана одной из самых изящных и изысканных в Москве.

Колокольня являлась частью Храма Рождества Пресвятой Богородицы, плачевные останки которого сохранились со стороны Новодмитровской улицы. Храм и колокольню обещают когда-нибудь восстановить, а пока даже трудно представить, то красочное действо, которое ежегодно царило здесь в стародавние времена на престольный праздник Рождества Богородицы (8 сентября), когда в Бутырках устраивалась шумная «бараночная» ярмарка с множеством увеселений. К слову, с Храмом Рождества Богородицы были связаны все старые церковные названия близлежащих улиц — Богородицкая и Рождественская (ныне 1-я и 2-я Квесисские).

Впервые на московской «арене»

— Что ж, история занимательная, но, в общем, ничего особенного — в биографии каждого московского района отыщется что-нибудь эдакое, из глубины веков, — возможно, скажет скептик.

Что ж, попробуем удивить и скептиков. Ну, к примеру, тем, что первый городской паровозик — «паровичок» — с пятью-шестью вагончиками на прицепе отправился именно с Бутырской заставы. И было это в 1886 году. Первый в истории Москвы паровозный маршрут пролегал отсюда до Петровской лесной и земледельческой академии. Рассказывают, что поначалу перед паровичком скакал на лошади мальчишка-форейтор, трубивший в рожок. А всего несколькими годами позже, на московскую «арену» впервые вышел электрический трамвай, и, между прочим, из депо на Нижней Масловке. Трамвай следовал от Пушкинской площади, через Бутырскую заставу, по Масловке в Петровский парк.

Любопытный факт: в начале прошлого века будущий писатель Константин Паустовский работал на бутырском паровозике обычным кондуктором. А тем временем в известном психиатрическом санатории Усольцева, что на Истоминской улице (ныне ул.8-го Марта, д.1), писал свои последние полотна, в том числе знаменитый портрет Брюсова, гениальный Врубель. По его эскизам архитектор Федор Шехтель, уже после смерти художника, построил ограду санатория, резные ворота которой в старых путеводителях назывались не иначе как «Сказочными воротами». К счастью, ворота эти сохранились и по сей день.

Кстати, о художниках. Солидное здание с большими окнами, что располагается в начале Верхней Масловки по нечетной стороне улицы, — это первый дом, который был построен для художников Вхутемас в 1930 году. Он и по сей день известен москвичам как «Дом художников». Среди имен его бывших жителей — Грабарь, Фаворский, Греков...

Изначально, согласно генеральному плану застройки, в этом районе должен был быть возведен целый комплекс зданий, напоминающий по форме огромный «корабль искусств». Под эти цели отводился обширный пустырь, где некогда размещалась сгоревшая кинофабрика Ханжонкова. Первая в Москве, разумеется. Ведь именно здесь — на Масловке — зародился российский кинематограф.

А на Вятской улице еще в 1843 заработало первое в России производство парфюмерии и косметики, основанное столичным купцом, французским подданным Альфонсом Рале. Изысканная продукция фабрики завоевала тогда неслыханную популярность — ведь сырье завозилось из Франции, а над рецептурами трудились лучшие европейские специалисты. Вот только после революции «фабрику красоты» перепрофилировали в мыловаренный завод № 4, очевидно посчитав, что советской женщине должны быть чужды буржуазные пережитки вроде духов и помады. И только десятилетиями позже, в 1960-е годы, обновленной косметической фабрике «Свобода», экспортирующей свою продукцию во многие страны мира, удалось восстановить реноме лучшей в России.

Еще в позапрошлом веке на пересечении Вятской и 2-й Квесисской улиц заработало первое в Москве шелкопрядильное производство. А немного поодаль располагались дома купца первой гильдии Финляндского, владельца Московского колокольного завода, отливавшего колокола Московского Кремля, среди которых знаменитый Царь-Колокол.

Словом, это сегодня Савеловский — обычный и, быть может, не слишком примечательный с виду столичный район. Но ведь когда-то.... А, впрочем, не так уж и давно.


Алена Журавская