Автомобиль по расчету |
В настоящее время на рынке подержанных автомобилей сделки купли-продажи идут весьма активно. Только за первое полугодие на вторичном рынке приобрели почти два миллиона машин. Такие автомобили начинают предлагать даже в салонах, ранее ориентированных только на продажу новых авто. Немало сделок происходит и между частными лицами. Большое количество Интернет-сайтов, специализирующихся на размещении объявлений о купле-продаже машин, — лишнее тому доказательство*. Конечно, неизбежно возникновение разногласий между покупателем и продавцом по вопросам стоимости автомобиля: владелец хочет продать свою машину подороже, в то время как другая сторона планирует приобрести ее, заплатив меньше. Разрешение этих споров происходит в ходе длительных переговоров или на цивилизованной основе — при использовании услуг оценочной компании, которая сможет определить реальную стоимость автомобиля. Можно назвать несколько типовых ситуаций, когда без определения стоимости машины независимым оценщиком обойтись нельзя. Это оценка стоимости авто:
В настоящей статье мы исходим из предположения, что оценка осуществляется в целях определения стоимости автомобиля при его купле-продаже физическим лицом. Автомобиль под микроскопомОценка стоимости автомобиля представляет собой определение его стоимости на данный момент времени. В данном вопросе учитывается не только техническое состояние ТС, но его физический, моральный износы, а также текущее состояние рынка продаж. Владельцу автомобиля известна точная цена машины только в момент ее приобретения в салоне, причем у официального дилера, поскольку, согласно сложившейся практике, продажная стоимость автомобиля определяется его производителем именно для своих официальных дилеров. Стоимость автомобиля начинает изменяться в тот самый момент, когда его владелец выезжает за пределы автосалона — ТС сразу переходит в разряд «подержанных». После этого точная оценка машины потребует учета множества параметров, далеко не обо всех из которых осведомлен автовладелец. Основными ценообразующими факторами при определении стоимости автомобиля являются:
Любая независимая экспертиза транспортного средства начинается с исследования данных, содержащихся в ПТС: марка, номер двигателя, кузова и т.д. Также нужно узнать расстояние, которое прошел автомобиль, год его выпуска и комплектацию. Юридические лица, владеющие автомобилями, должны предоставить информацию об остаточной балансовой стоимости ТС и его инвентарном номере. Независимая оценка машины производится на основании представленного заказчиком пакета необходимых документов, включающего в себя ПТС, свидетельство о регистрации автомобиля, данные об истории эксплуатации машины и пробеге. Стоимость определяется как внутренними (техническое состояние автомобиля), так и внешними (рыночная ситуация) факторами. Что касается последнего, то рыночные тенденции зависят от множества различных субъективных и объективных моментов, таких как: эстетический вид ТС, уровень платежеспособного спроса, насыщенность рынка автомобилями аналогичного класса и т.п. Для определения стоимости машины также потребуются сведения о проводимых ремонтных работах, о консервации и данные о происходивших ДТП. При оценке утери товарной стоимости автомобиля независимый профессиональный оценщик определяет, какая сумма понадобится на ремонт ТС (восстановление его товарной стоимости). В подобных ситуациях проводится автоэкспертиза повреждения. Считаем самиПриближенно техническое состояние автомобиля (внутренний фактор) можно оценить самостоятельно, руководствуясь нормативным документом — «Методическое руководство РД
Более точно оценить износ можно также в соответствии с данной методикой (РД Итр = (И1 × Пф + И2 × Дф) × А2 × А3 × А4, где: Итр — износ транспортного средства в %; И1 — показатель износа транспортного средства по пробегу (в % на 1 000 км пробега), см. Таблицу 1; Пф — фактический пробег на день осмотра (в тыс. км, с точностью до одного десятичного знака) с начала эксплуатации или после капитального ремонта; И2 — показатель старения по сроку службы (в % за один год) в зависимости от интенсивности эксплуатации, см. Таблицу 2; Дф — фактический срок службы (в годах, с точностью до одного десятичного знака) с начала эксплуатации или после капитального ремонта; А2 — коэффициент корректирования износа в зависимости от природно-климатических условий, см. Таблицу 3; А3 — коэффициент корректирования износа в зависимости от экологического состояния окружающей среды, см. Таблицы 5, 6; А4 — коэффициент корректирования износа, учитывающий тип региона, в котором эксплуатировалось ТС, см. Таблицу 7. Таблица 1. Показатель износа (И1) для легковых автомобилей на 1 000 км пробега
Таблица 2. Показатель старения (И2) транспортных средств в зависимости от среднегодового пробега
Таблица 3. Коэффициент корректирования износа автотранспортных средств в зависимости от природно-климатических условий (А2)
Таблица 4. Районирование территории РФ по климатическим условиям
Таблица 5. Коэффициент корректирования износа автотранспортных средств в зависимости от экологического состояния окружающей среды по степени агрессивности окружающей среды (А3)
Таблица 6. Районирование территории РФ в зависимости от экологического состояния окружающей среды по степени агрессивности окружающей среды
Таблица 7. Коэффициент корректирования износа автотранспортных средств в зависимости от типа региона, в котором эксплуатируется АМТС (А4)
Рассчитаем износ автотранспортного средства на примере автомобиля ВАЗ 21099, 2003 года выпуска, с пробегом 100,0 тыс. км. эксплуатирующемся в г. Москве. Согласно Таблице 1, показатель износа (И1) для автомобилей ВАЗ 21099 составляет 0,38% на каждую 1000 км. Среднегодовой пробег автомобиля составляет 100 тыс. км/7 (количество лет автомобиля) = 14,3 тыс. км/год. Согласно Таблице 2, показатель старения (И2) будет равен 1,00 (среднегодовой пробег автомобиля попадает в диапазон значения Согласно Таблицам 3 и 4, коэффициент корректирования износа автотранспортных средств в зависимости от природно-климатических условий (А2) будет равен 1,00. Согласно Таблицам 5 и 6, коэффициент корректирования износа автотранспортных средств в зависимости от экологического состояния окружающей среды (А3) будет равен 1,04. Согласно Таблице 7, коэффициент корректирования износа автотранспортных средств в зависимости от типа региона, в котором эксплуатируется АМТС (А4), будет равен 1,100. Таким образом, Итр = (0,38% × 100 + 1,00 × 7) × 1,00 × 1,04 × 1,100 = 51,48% Износ оцениваемого автомобиля составляет 51,5%. Не выходя из СетиОценить износ и внутреннюю стоимость автомобиля можно с помощью Интернет-ресурсов — например, ocenchik.ru — на основе минимального набора параметров:
Ряд интернет-сервисов предлагает заочную оценку автомобиля по своим внутренним стандартам обычно на основе следующих данных: модель; год выпуска; цвет автомобиля; полный пробег; объем двигателя; тип кузова; тип двигателя; коробка передач; кондиционирование; состояние ходовой части; состояние кузова, салона; опции и т.п. Услуги оценщикаЧеловек, планирующий продажу своего автомобиля, естественно, хочет получить за него как можно более высокую сумму. Однако при определении стоимости авто необходимо принять во внимание множество факторов и учесть, что оценка даже сходных по многим параметрам автомобилей может достаточно сильно отличаться. Например, предложения по продаже автомобилей Форд Фокус Седан, 2006 г.в., размещенные на сайте «Автомобили в России», выглядят следующим образом:
При определении рыночной стоимости автомобиля наиболее интуитивно понятен именно сравнительный подход, основанный на анализе рынка продаж машин, аналогичных оцениваемому авто. В этом случае следует обратить внимание на тот факт, что в большинстве случаев доступны цены предложений, а не фактических сделок, то есть для оценки суммы сделки следует применять поправку на торг. Как показывает практика, при покупке автомобилей, объявления о продаже которых размещены на специализированных Интернет-порталах, величина скидки максимальна: она может достигать 15%. Следует отметить и некоторые «подводные камни». Например, ряд зарубежных автопроизводителей маркирует двигатели электроэрозионным способом и при эксплуатации автомобиля в российских условиях номер двигателя становится «нечитаемым», что приводит к проблемам при совершении регистрационных действий в ГИБДД. Этот фактор также важен при определении продажной стоимости. Обращение к услугам оценочной компании позволяет определить реальную рыночную стоимость автомобиля, выявленную в ходе тщательного изучения особенностей оцениваемого транспортного средства. Оценка автомобиля независимыми экспертами может быть использована для определения стоимости абсолютно любой машины: как новой, так и после аварии. Результатом оценки стоимости автомобиля специализированной компанией является отчет, который в дальнейшем может быть использован при сделках купли-продажи ТС. Виктор Филоненко, * Наиболее известные интернет-порталы по продаже автомобилей: auto.ru, comavto.ru, cars.ru, ** «Методическое руководство по определению стоимости автотранспортных средств с учетом естественного износа и технического состояния на момент предъявления». |