Дмитровский район. Познавательная инвентаризация
Редко по Москве путешествуешь просто так, бесцельно. Вот и в Дмитровский район попадают отнюдь не ради краеведческого любопытства, а по большей части тогда, когда в этом возникает необходимость. К примеру, оформить международное водительское удостоверение в МРЭО на Лобненской улице.

— Ну где же? Где же эта Лобненская?! — даже предварительно сверившись с атласом столичных автодорог, напряженно всматриваешься в указатели на Дмитровском шоссе, чтобы не пропустить левый поворот. И вот он — совсем немного не доезжая до МКАД. Накрепко зажатый между автобусами и грузовиками, которых на тесной двухполоске оказывается большинство, ползешь со скоростью не более 10 км/час. Сделав несколько плавных виражей, Лобненская приводит, наконец, в пункт назначения, открывая попутно масштабную панораму промзоны, главной архитектурной доминантой которой оказываются колоссальные градирни ТЭЦ-21.

Это только потом, стоя в очереди к окошку выдачи удостоверений, случайно узнаешь от словоохотливого старожила, что здешняя ТЭЦ, оказывается, не только самая большая в мире, но и одна из самых экологически безвредных в Москве. 21-я обогревает чуть ли не полгорода — от Химок до Кремля.

Итак, ТЭЦ плюс несколько десятков производственных предприятий, включая полуживые «промышленные гиганты» такие, как Лианозовский электромеханический завод, предприятие «Варяг», Опытный механический завод. В общем, атмосферу там загрязнять особо не кому, да и местные власти относятся к этому вопросу весьма щепетильно. Промзона — это, безусловно, внушительная часть местности. Но все-таки всего лишь часть. Расположенная почти вплотную к МКАД, она практически не вмешивается в спокойную, размеренную жизнь «спального» пространства района, где проживает без малого 90 тысяч человек!

Кстати, говорят, среди них солидная доля коренных москвичей — переселенцев из Марьиной Рощи. Еще на пороге 80-х, когда центр столицы расчищался под олимпийское строительство, многие семьи, проживавшие в старых кварталах этого, прямо скажем, исторического района, получили новые квартиры именно здесь, на севере Москвы.

А вот жилая застройка, ничем особым не выделяется и звучит в стандартный унисон с другими спальными районами. Сплошные «серии» образца 80-90-х, не отличающиеся особым многообразием. Зато в районе Ангарской и Клязьминской улиц замечаешь целый микрорайон новостроек — высотные жилые башни, детские образовательные учреждения. Оказывается, перед вами самый новый в этих местах «14-й микрорайон». Он вырос на месте ветхих пятиэтажек — из почти двух десятков которых осталось всего три-четыре: остальные уже снесли. Жилье бизнес-класса в районе практически не строится, если не считать двух весьма нестандартных башен-монолитов на Ангарской и одной кирпичной высотки на Клязьминской улице.

Зато даже сероватый весенний снег не может скрыть того факта, что Дмитровский район обладает довольно приличным запасом зеленых насаждений. Ими, как оказалось, покрыта добрая четверть территории. И проезжая по той же Лобнинской, достаточно было слегка повернуть голову вправо, чтобы заметить довольно обширный парк. А объехав его слева по Клязьминской и, затем, по Ангарской, можно обнаружить еще один парк. Причем, внушительный по площади и, главное, по разнообразию природных ландшафтов. Его название — «Ангарские пруды» — обещает, как минимум, нечто пейзажное, романтическое. И не обманывает. Два чуть вытянутых с севера на юг пруда, ухоженные набережные и прогулочные аллеи как-то легко и незаметно заставляют забыть о не слишком живописном соседстве с промзоной, о неизбежной монотонности застройки и даже о вечно гудящих неподалеку Дмитровском и Коровинском шоссе.

Местные старожилы, все еще называющие эти пруды по-старинке — Коровинскими, охотно удовлетворяют мое любопытство.
— Пруды берут начало у истоков старого ручья Ржавец, — рассказывает бывшая школьная учительница Алина Петровна Корягина. — Когда-то эти места славились обилием водоемов, но после застройки района осталось всего два — зато какие! Лучше приезжайте сюда летом — вот когда здесь по-настоящему красиво!
— Значит, вам нравится ваш район? — задаешь почти уже риторический вопрос.
— Ну, разумеется, — улыбается Алина Петровна. — Я же прожила здесь почти полжизни!

И еще одна любопытная история. На самом деле, при реконструкции парк был составлен из нескольких отдельных «зон». В него, например, включили опытный яблоневый сад Тимирязевской сельхозакадемии, а также небольшой конно-спортивный комплекс, ранее принадлежащий ей же. Так что летом можно не просто мерить шагами асфальтированные дорожки, но и абсолютно бесплатно повидать элитные сорта яблок или покататься верхом на лошади.

С интересом вглядываешься в беззаботные лица играющих детей, пролетающих мимо лыжников, рыбаков, удовлетворенно оценивающих «подледные» трофеи... И вдруг ловишь себя на мысли, что, пожалуй, жизнь в этом районе, действительно, имеет свои очевидные плюсы. Во-первых, здесь имеется достаточно редкая для Москвы возможность отдохнуть на природе, практически в двух шагах от дома. Во-вторых, Дмитровское загородное направление имеет массу приятных достопримечательностей, включая несколько крупных водоемов и горнолыжных склонов. Наконец, «дмитровцам», очень удобно посещать популярные торговые центры, расположившиеся на северном отрезке МКАД.

Правда, тут сразу надо оговориться, что эти «плюсы» по большей части проявляются в выходные и праздники. А вот по будням надо быть готовым к хорошей порции «минусов». И большинство из них так или иначе связаны с транспортными проблемами. Дорога в центр, как ни крути, не обходится без пересадок по схеме: автобус-метро. И пусть всегда есть выбор — ехать до «Алтуфьево», «Петровско-Разумовской», «Тимирязевской», «Савеловской» «Речного вокзала» и даже «Белорусской» — добираться до метро в переполненной маршрутке одинаково долго и некомфортно. К слову, автовладельцам тоже не намного легче. По будням, прежде всего, в часы «пик», зачастую уже и не важно, на чем увязнуть в пробке: на автобусе или на собственном автомобиле. Времени все равно теряется одинаково много.

Впрочем, эта проблема одинакова для подавляющего большинства «спальных» районов. В отдаленной перспективе (не ранее 2025 года) по территории Дмитровского района пройдет Люблинско-Дмитровская линия, на которой появятся четыре новые станции метро. А это уже явное, хотя и «отложенное», преимущество перед ближайшими соседями, ничуть не меньше озабоченными транспортной проблемой...

Про то что, на Вагоноремонтной и Учинской улицах будут строиться многоуровневые гаражи, случайно узнаешь из Интернета, сидя за чашкой двойного «эспрессо» на улице Софьи Ковалевской. А заодно находишь много другой полезной информации, к примеру, о том, что на 88,9 тысяч «дмитровцев» приходится 8 школ и 12 дошкольных учреждений, по 2 колледжа и учебно-воспитательных комплекса, 2 спортивные школы и 14 спортивных площадок, 3 поликлиники, 3 библиотеки и многое другое. Словом, вывод вполне однозначен: в контексте существующей инфраструктуры Дмитровский район достаточно комфортен для проживания. Остается лишь выяснить: во сколько же это проживание обойдется? Сколько стоит купить здесь квартиру сегодня?

Предложений не так уж много. А новых квартир и вовсе практически не найти. Ну разве что в панельных 14-этажках по Учинской, где квадратный метр оценивается в 102-108 тыс. руб. Это, впрочем, ненамного выше, чем в среднем по району (97 тыс.руб/кв.м — по данным Metrinfo.Ru). Однокомнатная квартира (40 кв. м) в панельке, которой уже под 30 лет, выставляется за 4,5 млн руб.
Цены на «двушки» во «вчерашних» новостройках образца 2005 года стартуют от 6 млн руб.
«Трешка» (70 кв. м) не в самом новом, зато и не так часто здесь встречающемся кирпичном доме, обойдется примерно в 8,3 млн руб.
Самый же экономичный вариант — 3,6 млн руб. за тесную (31 кв. м) «однушку» на первом этаже в одной из устоявших на Лобненской пятиэтажек.


Алена Журавская