Отчет об оценке: в зоне доступа
Отраслевое отделение по оценочной деятельности Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» совместно с Некоммерческим партнерством «Саморегулируемая организация ассоциации российских магистров оценки» (НП «АРМО») провели круглый стол. Его тема — обеспечение прозрачности сделок с государственной собственностью.

Сейчас информация, которая содержала бы обоснование стоимости совершенной с имуществом сделки, нигде публично не раскрывается. В итоге активы могут быть проданы по заниженной стоимости. И это большая проблема. Особенно если речь идет о государственной собственности.

1 июня вступила в силу ч. 5 ст. 8 Закона «Об оценочной деятельности». Она позволит повысить информационную прозрачность оценки. У оценщика появится обязанность включать информацию об отчете в «Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц».

«Идея о том, что отчет по оценке государственного имущества должен публиковаться в открытом доступе витает давно. Ведь это имущество принадлежит неограниченному кругу лиц — всем нам, гражданам России. Соответственно, и процедура продажи, и процедура оценки должны быть прозрачными. Это позволит избежать возможных злоупотреблений. Публикация отчета об оценке даст полную информацию о том, что это за объект, насколько он коммерчески привлекателен. Это интересно и для потенциальных инвесторов, и для проверяющих органов, которые мониторят сделки с госимуществом», — подчеркнула генеральный директор НП «АРМО» Елена Петровская.

Но есть здесь один нюанс. ЗАО «Интерфакс» предложило модель раскрытия информации на сайте Единого федерального реестра. Данный формат не позволяет выкладывать полный отчет об оценке. Возможна публикация только выборочных сведений (номер отчета, дата его составления и т. д.). Кроме того, предполагается, что выкладывать отчеты будет не собственник имущества, а оценщик. Причем, на платной основе.

«„Интерфакс“ предлагает вести реестр, где будут представлены только итоговые величины рыночной стоимости. Это не даст возможности даже понять, использовались отчеты при проведении сделки или нет. Так что ведение такого реестра — малоинформативно. Он не разрешит проблему злоупотреблений при совершении сделок с государственной собственностью», — отметила Елена Петровская.

Представленные на круглом столе расчеты показывают, что в год в пользу «Интерфакса» оценщики перечислят более 1,5 млрд рублей за публикацию информации об отчетах. Хотя саморегулируемые организации оценщиков и так раскрывают эти сведения в открытом доступе на своих официальных сайтах.

Стоимость выкладки одного отчета на портале «Интерфакса» составит 712 рублей. Это при том, что «минимальная стоимость одного отчета в Тульской области — 687 рублей», — сообщила генеральный директор Общероссийского отраслевого объединения работодателей профессиональных оценщиков Маргарита Власова. То есть получается, что люди будут вынуждены работать себе в убыток.

«Это ситуация из цикла „хотели как лучше, а получилось как всегда“. Вместо публикации отчетов об оценке, который могут посмотреть все люди, мы имеем странную базу данных, позволяющую увидеть только факт того, что что-то оценивалось. Когда платятся деньги, то от этого должен быть толк», — сказал депутат Государственной Думы Илья Костунов.

«Под „повышением прозрачности процедуры оценки“ мы понимаем повышение качества исходной информации, которую оценщик берет за основу, проводя свое исследование. Пока качество первичной информации у нас не улучшится, качество отчетов сильно не повысится», — обозначила еще одну проблему генеральный директор в СРО «Деловой союз оценщиков» Ирина Шевцова.

Участники круглого стола назвали этот реестр «мертворожденным». «Мы хотим публиковать отчеты, повышать прозрачность своей деятельности, но не методом публикации отвлеченных статданных. То, в каком виде предлагается сейчас вести реестр, является подменой понятия «раскрытие информации», — резюмировал они.

По итогам круглого стола приняли решение направить предложение в адрес Минэкономразвития России и Росимущества о необходимости внесения изменений в соответствующие нормы законов «О приватизации государственного и муниципального имущества», «Об оценочной деятельности», «О регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».