4 октября 2011 года — Пресс-конференция «Эффективные модели повышения финансовой грамотности граждан. Запуск программы ФИНАНСОВОЕ-ОБРАЗОВАНИЕ.РФ»

Эффективная модель повышения финансовой грамотности должна быть основана на доступности, простоте и возможности прямого обращения к независимым экспертам


К такому выводу пришли эксперты в области экономики, финансов и образования в ходе пресс-конференции «Эффективные модели повышения финансовой грамотности граждан. Запуск программы ФИНАНСОВОЕ-ОБРАЗОВАНИЕ.РФ». Участники были единогласны в том, что превратить большую часть населения в высококвалифицированных покупателей в любой момент времени при существующем темпе развития финансовых услуг невозможно. Выход эксперты видят в предоставлении гражданам качественного, интерактивного проводника в мире финансов, не интерпретирующего информацию, а выступающего «шлюзом» между потребителем и экспертным сообществом.

На сегодняшний день низкая финансовая культура и финансовая неграмотность населения — проблема общемировая. В России, согласно данным исследования НИУ ВШЭ, проведенного в ноябре 2010 года, ситуация особенно плачевна: лишь 2 % взрослого населения считают себя финансово грамотными, 49 % опрошенных оценивают уровень своей финансовой грамотности как неудовлетворительный. По словам Ольги Кузиной, доцента кафедры экономической социологии НИУ ВШЭ, столь низкий уровень финансовой культуры напрямую влияет на экономическую стабильность государства и финансовую защищенность самих граждан. Отсутствие знаний толкает их на поиски готовых решений и не позволяет адекватно оценивать возможные риски и брать ответственность за них.

Отвечая на вопрос о причинах существования финансовой неграмотности в условиях насыщенности информационного финансово-экономического поля, эксперты отметили, что в сегменте ресурсов, направленных на повышение финансовой грамотности, практически отсутствуют ресурсы формата FMCG, ориентированные на массового потребителя. По мнению Павла Самиева, заместителя генерального директора рейтингового агентства «Эксперт РА», одна из ключевых причин низкого уровня финансовой грамотности населения заключается в нехватке доступных, доверительных, независимых источников информации по финансовой тематике, а также недоверии населения к ним, усугубившемся после кризиса 2008 года.

Алла Грязнова, первый вице-президент Международной «Гильдии финансистов», президент Финансового университета при Правительстве РФ, говоря о необходимости появления компетентного источника финансовой информации в сети интернет, также акцентировала внимание на вопросе доверия населения к подобному источнику. По словам эксперта, населению крайне важно получать независимые и компетентные финансовые ориентиры из первых рук с возможностью обратной связи, «удочку, а не рыбку». Это подтверждают и данные исследования Национального агентства финансовых исследований, проведенного в ноябре 2009 года. 34 % населения в городах с населением от 500 тыс. до 1 млн человек на вопрос о том, кого бы вы хотели видеть в качестве наставника в программе финансовой грамотности, отдали предпочтение независимым советникам.

По мнению Алексея Болвачева, декана Финансового факультета РЭУ им. Г. В. Плеханова, программа ФИНАНСОВОЕ-ОБРАЗОВАНИЕ.РФ, основанная на принципах экспертного интернет-телевидения, может выступить подобным независимым консультантом и стать мощной платформой для решения проблемы повышения уровня финансовой грамотности граждан в масштабах всего государства.

На вопрос об отличии данного проекта от уже существующих, Роман Муразанов, руководитель программы ФИНАНСОВОЕ-ОБРАЗОВАНИЕ.РФ, управляющий партнер Lineberger Advisers, ответил, что большая часть попыток реализации программ по повышению финансовой грамотности были сформированы на академической платформе и не предполагали постоянного, активного контакта с целевой аудиторией. В то время как программа ФИНАНСОВОЕ-ОБРАЗОВАНИЕ.РФ — это видео-контент, сочетающий в себе независимую экспертизу от лидеров финансово-экономического сообщества и инновационные методы интернет-обучения. Перспективы видео-контента, по данным исследования Cisco «Индекс развития визуальных сетевых технологий за 2009—2014 гг.», велики: к 2014 году объем глобального интернет-трафика вырастет более чем в четыре раза, при этом основным фактором роста станет видео — к 2014 году его доля в глобальном пользовательском интернет-трафике превысит 91 %.

Говоря о социальной значимости программы в контексте ключевых проблем рынка финансовых услуг, Роман Муразанов подчеркнул, что низкая финансовая культура и финансовая неграмотность приводят к неготовности экономически активной части населения нести ответственность за свои финансовые решения. Сформировавшееся «общество потребления» без привитых основ финансовой грамотности ориентирует молодежную культуру на потребление, а не на сбережение. Вследствие этого происходит рост долговых обязательств. Эксперт отметил, что практически любой финансовый институт говорит со своим клиентом на малознакомом для него языке и для того, чтобы преодолеть подобное обоюдное непонимание, необходимо прививать «ген» финансовой культуры, в том числе и посредством качественного экспертного информирования граждан.

Одним из важных вопросов, рассмотренных в ходе мероприятия, был вопрос о том, насколько программа могла бы способствовать развитию малого и среднего бизнеса в России. Андрей Шубин, заместитель исполнительного директора по правовым вопросам и экспертизе Общероссийской организации «ОПОРА России», отметил, что для полноценного развития экономики около 60 — 70 % населения должны быть вовлечены в малый и средний бизнес. Для достижения подобных показателей помимо специальных программ поддержки (гранты и т. п.) необходим также инструмент вовлечения в предпринимательскую деятельность, квалифицированный ресурс финансово-экономической информации, в качестве которого может выступить программа ФИНАНСОВОЕ- ОБРАЗОВАНИЕ.РФ.

ФИНАНСОВОЕ-ОБРАЗОВАНИЕ.РФ — инновационная программа повышения финансовой грамотности, основанная на предоставлении гражданам доступных и компетентных ответов на волнующие их финансовые вопросы в режиме online . В основе программы лежат три принципа: инновации, доступность, простота. Любой пользователь сети Интернет из любой точки России и в любое время может обратиться к сайту проекта и бесплатно получить ответ на интересующий его практический вопрос от признанного эксперта в этой области. В популярном и простом для восприятия видеоформате эксперты финансового рынка и смежных областей рассказывают просто о сложном, давая понять, что экономика, финансы и собственное дело доступны каждому. Пользователь получает не массив сложной абстрактной информации, из которой полезной для него может быть небольшая часть, а ответ на свой конкретный вопрос, информацию по запросу (on-demand).

Программа начала работу в бета-режиме летом 2011 г. Ее официальный запуск состоялся 4октября 2011 г. ФИНАНСОВОЕ-ОБРАЗОВАНИЕ.РФ уже изъявили готовность поддержать крупнейшие игроки финансового рынка, образовательные учреждения, общественные объединения и органы государственной власти, среди которых Московская торгово-промышленная палата, Федеральная служба по финансовым рынкам России, Ассоциация Менеджеров России, Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», РЭУ им. Г. В. Плеханова, рейтинговое агентство «Эксперт РА» и другие.


Полная видеозапись пресс-конференции: http://ria.ru/press_video/20111004/448988055.html

Контактная информация:
Полина Королева
Телефон: +7 (495) 780-67-41, +7 (963) 969-31-26
E-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript