Оценка для бизнеса
Уже стало привычно слышать с экранов телевизоров о капитализации предприятий, узнавать из сводок новостей о котировках акций так называемых «голубых фишек» и об очередном поглощении или приобретении компанией А компании Б. В основном информационный повод массмедиа дают градообразующие предприятия, холдинги.
Масштабы этих компаний — огромны. Каждая сделка с их участием связана со стоимостью акций или стоимостью бизнеса (предприятий) в целом. Механизм определения рыночной стоимости таких компаний очень трудоемок и требует привлечения специализированных организаций, в штате которых есть специалисты с большим опытом работы в данной области.
При оценке предприятий собирается огромный пакет документов, который характеризует объект оценки как с имущественной, так и с финансовой точек зрения. Иногда над сбором и подготовкой необходимой информации трудятся десятки человек: сотрудники бухгалтерии, отдела имущества, юристы и специалисты финансовых служб.
Если с определением стоимости крупных компаний все достаточно понятно, то вот с оценкой тех предприятий, на которые делается ставка в развитии экономики страны, все несколько сложнее. Мы говорим об оценке малых предприятий.


Между тем вопрос оценки малого бизнеса сейчас стоит очень остро и актуально. Не все компании смогли справиться с финансовыми трудностями, возникшими вследствие мирового кризиса. Многие из них разоряются, закрываются. В это время как раз и происходит процесс купли-продажи компаний.
Оценка малого предприятия нужна его потенциальным покупателям или инвесторам. Необходима она и собственнику бизнеса — для того, чтобы понимать стоимость компании. Периодическое проведение оценки позволяет следить за динамикой капитализации бизнеса.

Найти подход


При оценке предприятий, в том числе малого бизнеса, используются три подхода: затратный, доходный и сравнительный.
Затратный подход основывается на том, что рыночная стоимость предприятия складывается из рыночной стоимости всех его активов за вычетом стоимости обязательств.
Доходный подход отражает стоимость предприятия как источника будущих денежных потоков.
Сравнительный подход указывает на интерес рынка к аналогичным предприятиям.
Каждый случай индивидуален, использование того или иного метода зависит от вида деятельности компании. Не всегда эти три классических подхода являются универсальными даже для крупных предприятий.
Что касается малого бизнеса, то он является специфическим объектом оценки. Так, есть компании, которые интересны не с точки зрения своих активов, основных средств или недвижимости, а с точки зрения деловой репутации, клиентской базы, уровня персонала. Многие малые предприятия являются держателями уникальных патентов, которые имеют уже инвестиционную стоимость.

Есть сложности


Как правильно подойти к вопросу определения реальной стоимости малого бизнеса?
Нужно понимать, что при оценке бизнеса сложности встречаются на каждом шагу. Самая главная проблема — это сбор и подготовка необходимой информации и документации для выполнения работ по оценке. Как правило, малые предприятия ведут упрощенную систему налогообложения (УСН), при которой необязательно вести бухгалтерскую отчетность, а ведь она — при оценке бизнеса — является ключевой. В силу этого увидеть реальную картину имущественного и финансового состояния не всегда удается.
Вторая сложность заключается в том, что практически каждое предприятие уникально само по себе, начиная от специфики деятельности и заканчивая системой ведения учета.
Еще одна трудность состоит в том, что большинство малых предприятий имеет минимальное количество работников (поэтому они так и называются — «малые»). В результате некоторые сотрудники могут совмещать сразу несколько должностей, они являются универсальными работниками, владеющими большим объемом информации. Как правило, уход одного такого человека может парализовать деятельность фирмы или вообще прекратить ее существование. В данном случае правильно повторить крылатые слова: «Кадры решают все!». Учитывая этот момент, специалист-оценщик должен правильно определить риски предприятия.

Они такие разные


Если посмотреть на структуру малого бизнеса в России, то увидим, что здесь преобладают предприятия, занятые в сфере торговли и общепита: их более 50%. При оценке торгового предприятия необходимо иметь в виду, что оно интересно с точки зрения доходности, месторасположения, известности, потребительской репутации. У таких компаний редко имеются собственные торговые площади: в основном, они арендуют их, поэтому важно обращать внимание на срок договора аренды. Из имущества у них в основном есть пара единиц компьютерной техники, торговое оборудование и несколько автомашин. Как видимо, с имущественной точки зрения такие предприятия неинтересны. Однако они могут обладать так называемыми нематериальными активами. К ним относятся: товарный знак, торговая марка, договор аренды торгового помещения, расположенного на оживленном месте, что обеспечивает необходимый или избыточный уровень дневной, месячной, годовой выручки. Вот как раз нематериальные активы и вносят основной вклад в стоимость предприятия. Именно они подлежат детальному изучению и оценке.
На втором месте по количеству предприятий, занятых в сфере малого бизнеса, находятся компании, оказывающие услуги. Здесь наблюдается аналогичная ситуация: также немаловажным активом является месторасположение фирмы, наличие положительной деловой репутации, срок работы на рынке, узнаваемость торговой марки.
Третье место среди субъектов малого бизнеса занимают строительные предприятия. С этими компаниями ситуация отличается от вышеописанных. Уже не так важно их местоположение, сколько деловая репутация, наличие производственных фондов, основных средств, квалифицированного персонала, клиентской базы.
Как видим, в разных секторах будут учитываться различные показатели деятельности компании, поскольку у всех предприятий есть своя специфика деятельности.
Приходящий на предприятие специалист-оценщик не может знать всех тонкостей работы конкретного предприятия, его уникальности, не может быть профессионалом в торговой деятельности, общепите, сельском хозяйстве, строительстве и т. п., но он умеет оценивать, правильно подбирать документы, дающие объективное представление о финансовом и имущественном положении компании. Он может, исходя из представленных документов, сделать правильные выводы. Всю необходимую информацию должен предоставить собственник предприятия, выделив при этом особенности технологического процесса и отдельно рассказав о конкурентных преимуществах компании.
Если говорить о количестве необходимой информации и документации для проведения оценки бизнеса, то этот перечень очень велик: бухгалтерская отчетность (если она ведется), управленческая отчетность с расшифровками по каждой статье, детальный перечень активов, план развития, учредительные и регистрационные документы. Плюс все то, что с первого взгляда может быть скрыто от глаз специалиста, лежать за семью замками в сейфе, но являться необходимым при оценке и давать дополнительную стоимость бизнесу.


Генеральный директор компании «Оценка Бизнеса и Консалтинг» (ОБИКС)
Даниил Слуцкий